Интервью с Манагером, записанное неизвестным 6-го октября
1997-го года в Новосибирске, на берегу Обского моря; предназначенное для газеты
"Завтра". Обнаружено случайно. Публикуется впервые.
Моя Родина - Коммунизм.
- С чего начинается Родина?
- С памяти и отражения. Каждый человек ко всему прочему субъективен, выглядывая
из фигуры своего тела. Но ТО, что сделало нас таковыми, к моменту осознания
самое себя, в сплаве взглядов, чувств, желаний, идей и мечтаний - и есть Родина.
В широком смысле Она - место, где я прожил первые 20-25 лет своей жизни. Всё
последующее существование особой роли не играет - Родина остаётся неизменной и
называется СССР. Советский Союз по-разному повлиял на своих подданных, но та его
часть, сформировавшая в нас представление о сосуществовании граждан между собой,
прояснившая наши идеи бытия, олицетворяет более конкретный её образ, который
всегда внутри, и в который всё время возвращаешься из теперешнего здесь. А
способ отношения между людьми, где каждый делает сколько может, приумножая мощь
остальных, для которых любой важен и ценен, где цена успеха измеряется не златом
и властью, а развитием и культурой, где дружба есть кодекс чести, а злоба -
почти осязаемая зараза, где любовь - ... - я называю коммунизм. Поэтому можно
сказать, что моя Родина - Коммунизм.
- А какую позицию ты занимаешь по отношению к ним? Другими словами, что ты
делаешь для Родины?
- Поскольку считаю себя художником, я могу через искусство оценивать плохое и
хорошее в том мире, где живу, и через это делать двоекратное предложение:
отрицать и перелопачивать худое - укреплять и проращивать достойное через песни
или стихи в надежде на обратную связь, а при её наличии продолжать далее.
Например в Новосибирске есть такое издательство - "Сибирский Гербарий", или даже
не издательство, а...
- Инициативная группа...
- Инициативная группа, формейшн, консорциум. Вот они организовали концерты,
выпускают кассеты, издали маленькую книжечку моих стихов и желают издать большую
книгу, куда войдут стихи за пятнадцать лет.
- Насколько я знаю, там все стихи датированы?
- Да, там все стихи с 83-го по 97-й год. Можно проследить эволюцию - восприятия
по мере проживания и определить, вокруг чего всё вращалось. При этом на первую
книжку было довольно много отзывов - меня это захватило, их тоже. Красота!
- Какова, на твой взгляд, отличительная черта сибирской музыки, к которой ты
относишься? В каждом из сибирских городов, будь то Новосибирск, Омск или Тюмень
есть добрая сотня альтернативных команд, почему ребята, которые вас слушают,
выделяют именно вас: группировку ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧЁРНОГО ЛУКИЧА, ТЁПЛУЮ
ТРАССУ? В чём схожесть этих команд и в то же время отличие от других?
- Определение таково - ВЫСВОБОЖДЕНИЕ и НЕПРИМИРИМОСТЬ. Эти две категории
определяют так называемый сибирский рок. Это означает - что практически все...
- От чего и с чем, тогда вопрос.
- ... да, без сомнения. Лидеры сибирских групп проявились в конце существования
СССР, в смутные годы перестройки. Потом музыка носила характер конкретного
стиля, в СССР имевшего гораздо больший смысл, чем панк-рок. Все они были
непримиримы, не согласны до дрожи, до истерии, до неприятия, до жажды борьбы с
отрицательным и худым - с глупостью, мещанством и скупостью духа. Возникала
внутренняя жажда эту скукоженность расколоть, заглянув туда, и гаркнуть оттуда
на весь белый свет. Это и есть высвобождение - от себя, через себя, через тех,
кто слушает, от всего, что сковывает, сдерживает и превращает человека в комок,
в животное - безгласное, бездушное и равнодушное по отношению ко всему, что ни
происходит - начиная с семьи, и завершая Богом.
Панк-рок в Сибири воплотился в энергичное, подчас агрессивное выражение
неприятия и жажды увидеть новое между людьми. У нас за Уралом всегда усмехались
на центра - много снобизма, сплошная эстетика и мазохизм чахлых нарциссов. А
здесь разом возникло стечение обстоятельств, движений, желаний буйства и тоски,
что в четырёх-пяти городах проросли Летов, Неумоев, Лукич, Коля Рок-н-Ролл,
Янка, Эжен и Бэб Лищенко или Джексон. Все они были примерно одного возраста и
очнулись примерно в одно время. Почему так случилось, стечение ли обстоятельств
или так называемые судьбийные моменты требовали воплощения для альтернативы
всему происходящему в музыке, и стране не ответит никто.
Примерно об этом говорил Гумилёв в учении пассионарности: пробил час и приходит
некое, неизвестно откуда возникшее нечто - энергетический луч или ощущаемая
субстанция, и пронзает какое-то количество народа, будь то монголы или
какие-нибудь викинги, и эти люди, благодаря этому сверхнасыщенному, энергичному,
пассионарному состоянию, начинают действовать.
- Насколько акции вроде РУССКОГО ПРОРЫВА эффективны, насколько доходят до
слушателя и имеют ли результат?
- Акция была абсолютно эффективной, полностью услышанной и имела хороший
результат. Во-первых, она стала формой преломления интересов, желаний и надежд,
когда возникла консолидация музыкантов в аспекте
политико-музыкально-эзотерическом, во-вторых, после её пика - концерта в ДК
"Крылья Советов" в 94-м году, когда собралось около четырёх тысяч слушателей и
интервью Егора в "Программе А", транслирующегося на всю Россию, через аудио- и
видео - ощущение единения русских, не полностью проявленной их мощи и
возможности изменения нашей жизни охватило десятки тысяч людей по всей бывшей
империи социализма.
Разговаривая по телефону (после интервью в прямом эфире Летов сообщил телефон
квартиры, где мы жили), отвечая на шквал звонков той ночью, я хорошо
почувствовал восторг и обратную силу благодарности за вызов и смелость признать
тот мрак, в котором оказалась страна и радость надежды и сопричастности
звонивших к переменам, которые мы провозглашали к изменению сознания, к
противостоянию демократии. Звонили из Кизляра, Омска, Волгограда, Ростова,
многие говорили спасибо, что вы есть, продолжайте, нам нужно знать, это помогает
верить, что не всё ещё потеряно. Да и впоследствие в 95-97 годах, когда акция
исчезла, волны её воздействия будоражили воображение. В Минске возникла группа
КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ, даже в Израиле описывали это событие как неожиданное,
альтернативное КПРФ движение за возвращение к идеям социализма, имевшее успех и
резонанс. К сожалению, акция была приостановлена, хотя потенциально она стала
твёрдым доказательством возможности объединения абсолютно неизвестных людей,
ждущих и готовых действовать. Собственно, продолжить можно прямо сейчас...
- Ты можешь припомнить какой-нибудь случай, не комический, конечно, наоборот, но
чтобы он растрогал тебя до слёз или ещё?..
- Внутри акции?
- Внутри акции, именно РУССКИЙ ПРОРЫВ.
- Когда мы выступали в Киеве 9-го апреля, а на 10-е были выборы в Верховный
Совет Украины. Как ни странно, в Киеве из всех публичных развлечений и
общественных мероприятий было разрешено два - РУССКИЙ ПРОРЫВ и концерт Аллы
Пугачёвой. Это было удивительно действенно - их Рада была рада.
Другой момент - концерт в Луганске в ДК Железнодорожников. Зал ДК старого ещё
типа, человек на 500-600 был просто забит, с балконов свисали, в проходах
стояли... И самое удивительное, а есть такая традиция после концерта подходить в
гримёрки, желая взять интервью, автограф, или просто пощупать живого гения, -
после концерта не подошёл вообще никто, хотя я видел пацанов, которым было 12
лет максимум, надписи на спинах, клич "Хой!", и строки из песен гуляли по фойе.
Никто не подошёл ни к Егору, ни к Ромычу, ни к нам - люди пришли слушать песни и
остались рады и им не потребовались подёргать Егора за руку или потоптаться
около нас. Меня это растрогало и я был обрадован, что бывает и так.
Или Норильск - просто осколок России где-то там, за тысячи километров, у
Таймыра, где ещё три крошки-спутника вместе тысяч на 350. Выступления
проводились зимой в кинотеатре имени 60-летия Октября - полный аншлаг на двух
концертах. Мы играли, а зал жил этим, дышал, ухал. Мы чувствовали себя одним
тысячным существом, почти взлетая над сценой, почти сливаясь в мощь, не
познанную до того никем из нас, среди ледяной пустыни белого безмолвия.
- Если бы в настоящее время РУССКИЙ ПРОРЫВ возобновился, или какая-нибудь другая
акция, с кем из существующих сейчас групп ты бы хотел сыграть?
- С теми, с кем мы играли в РУССКОМ ПРОРЫВЕ. Единственно, с кем возможно было бы
играть и стихийно это осуществилось, когда были концерты в поддержку КПРФ в
Москве, в 96-м году - это Вадим "Чёрный Лукич". Все остальные музыканты в моём
понимании, идее РУССКОГО ПРОРЫВА не соответствуют и невозможны. В широком
смысле, естественно, можно было бы выступать и той же группе КРАСНЫЕ ЗВЁЗДЫ из
Минска, или ТЁПЛОЙ ТРАССОЙ из Барнаула, но при сохранении ГО, ИпВ и РОДИНЫ.
Тогда это имело бы смысл. Если бы акция возобновилась, то, возможно, количество
групп, музыкантов и каких-то течений, движений, не обязательно музыкальных, а и
поэтических, и этических, и социальных просто бы увеличилось - акция вместила бы
в себя их, на это в случае - ЕСЛИ...
- Общеизвестно, что РУССКИЙ ПРОРЫВ - это руководство к действию. Готов ли ты
перейти от руководства непосредственно к действию?
- Готов ли я?
- Да.
- Да, на этот счёт могу теперь ответить совершенно утвердительно - я готов. Но
ситуация теперь складывается таким образом, что на сегодняшний день чёткого
плана, понятного воплощения идеи, где было бы расписано и определено, что нужно
сделать, чтобы всё, что мы имеем вокруг, изменилось в лучшую сторону, а после
победы не случилось повтора того, от чего ушли не существует. Ведь все мы
помним, что революция 17-го года фактически завершилась революцией 91-го года
Беловежским сговором бывших коммунистов. Я думаю, существовали неосознанные и
теперь стратегические ошибки в той схеме изменения мироощущения и укрепления
мечты о справедливости, которые привели к перестройке 85-го года и распаду СССР
в 91-м. Осуществляя новую акцию сегодня, нам пришлось бы знать более, чем в
прошлый раз о том, куда мы пойдём и как сможем дойти. А толкового ответа пока
нет.
- Четыре года назад в Москве произошли беспрецедентные по своей дикости события
у Белого дома. Что это было для тебя тогда, и что мы можешь сказать сейчас?
- Вопрос горький и больный, прежде всего, потому что приходится помнить -
погибли люди. Но вот, что это было...
Только что я сказал, что ситуация 90-х годов в России для меня есть продолжение
революции 17-го года, её очередная фаза. Расстрел Белого дома, по большому
счёту, последущая трансформация Великого Октября, когда стране было предложено
сделать выбор - сможете преступить и пережить, когда вот такое,
беспрецедентно-вопиющее случилось в вашей цивилизованной стране, когда с
Крымского моста, в центре танки расстреливают парламент, обрекая людей на смерть
(по неофициальным данным, погибло более полутора тысяч человек).
Мне видятся результаты этого испытания крайне трагическими - наша страна, как
видно уже сейчас, в своей массе, народом своим, оставила незамеченным эти
три-четыре дня. Инфантильность людей достигла просто катастрофических размеров -
россияне проглотили это позор. После такого хоть что-то должно произойти в
стране, незамеченным это оставаться не может. У нас же после расстрела Белого
дома в очень убыстрённом варианте возникла Россия, с паритетом партий,
интересов, желаний, шурующая по капиталистической стерне, быстро и активно
закручивая во взаимном воровстве всех и каждого, потакая и покрывая любую грязь
- больше денег, больше денег. И фактически, это не стало поражением, или победой
- это означало, что людям справедливость и правда в её оголённом виде не нужна.
То есть, были убиты люди, отказавшиеся сотрудничать с преступным правительством,
которое словно в доказательство своих преступлений охватило их блокадой и
удушило. Это было маленьким восстанием честных людей, защищавших правду. А
россиянин всё прохохотал, он не не заметил, а не имел глаз, чтоб увидеть и
сердца, чтоб понять, умом-то только и лгут. Поэтому расстрел Белого дома
послужил чудовищным по своей сути, подтверждением внутреннего перелома в
российском народе с той поры отказавшегося, изжившего из себя человечность,
широту осмысления и смелость, приобретая взамен нечто материальное, маленькое,
тщедушное - вот и выбран был 96-м году Ельцин, а не Зюганов. И словно сказала
страна: "Не желаем жить, как прежде, забудем свою молодость, детство, дедов
наших, другим будем жить. Деньги зарабатывать, развлекаться, и желаем, чтобы
дети то же делали". Половина людей проголосовала за Зюганова - половина
согласилась Ельциным. Но в этом есть ещё один, не менее трагический момент - по
большому счёту, разница в целях, к которым направится страна, столь рачительно
велика, что половина, проголосовавшая за Зюганова, могла отстраниться или
взбунтоваться против курса Ельцина.
Другой момент: многие знали, что большая часть этих бюллетеней была
сфальсифицирована, были такие факты, но люди не стали жертвовать возможностью
утраты свободы или здоровья - могли засудить за клевету или убить. Человек у нас
абсолютно беззащитен, выходя из дома. Но даже у десятой части голосовавших за
Зюганова не нашлось ни силы, которая бы соорганизовала этих людей в
непримиримую, мощную волну по противодействию, ежедневному противостоянию курсу
правительства, где каждое действие, каждый закон, каждый президентский указ
подвергается тщательнейшей проверке, анализу, а необходимо - к их блокаде.
Поэтому до сих пор у нас нет единой программы, нет понимания о том, куда мы
должны идти - нет единства. Получилось молчаливое согласие людей на ярмо.
И вот мы прожили год после выборов и фактически происходящее в нашей Думе,
свидетельствует о лояльном отношении той же КПРФ к курсу, который проводится
правительством. Есть как бы противостояние, но никакого экстраординарного
противодействия нет, то есть нет призыва к всероссийской стачке пролетариата с
целью полной отставки правительства и досрочным выборам нового президента.
Поэтому расстрел Белого дома - это окончательный выбор демократии.
- Какова, на твой взгляд та сила разрушительная... Другими словами, что является
тем мощным фактором, который заставляет людей, наш народ находиться в таком
неприемлемом состоянии?
- С одной стороны, это власть денег. А значит жажда плоти, жажда развлечений,
жажда разврата, наживы, комфорта, то состояние, которое называлось в советское
время мещанством - квартиры, одежды, еда, машины, благо как необходимое условие
существования до собственного гроба. Это то, что отрицает вера, в чём она видит
совращение человека лукавым. С другой стороны - это страх, или несмелость
большинства граждан нашей страны, что есть следствие отсутствия преобладания
духа над плотью, того, что нельзя потрогать руками или купить. Эти две штуки и
есть наш враг, как ты говоришь, сила разрушительная, и враг находится в нас.
Дело не в том, что есть Ельцин или есть демократия, или есть деньги, а в том,
чего нет во главе нашей жизни. Беда наша в отсутствии - любви, желания правды, в
отсутствии справедливости, дружбы, преданности слову, последовательности в своих
действиях...
- А раньше это присутствовало?
- Причина отсутствия находится в восьмидесятых. Сама наша жизнь свелась к
лицемерию, обывательству и покорности - ничего не изменится, думали мы. Все
помнят материалы съездов о необходимости благосостояния народа. Эволюция
социализма подменила тот революционный романтический дух преобразования, который
столь ярко был выражен у Платонова в "Чевенгуре" или "Котловане", который
существовал в революциях, у шестидесятников, у читающих Дюма, Грина,
Достоевского, Островского, пытаясь разобраться во всех сложностях психологии и
взаимоотношениях человека. Постепенно разум подменился привычкой, и перестройка
стала воплощением этой подмены, и то, что мы имеем сейчас, есть следствие этой
постепенной замены или ошибки, которую мы допустили. Да ещё прибавь тотальный
контроль партии и КГБ над гражданами, над любой формой несогласия, протеста или
поиска справедливости, над всеми диссидентами того времени.
Мне доводилось в 83-м, в 85-м и 87-м году сталкиваться с КГБ, - мне
инкриминировалась, за подобный поиск уже не помню какая - седьмая или тридцатая
статья о изготовлении, хранении и распространении антисоветских материалов, а
также депрессивный взгляд на развитие общества, неверие в силу и мощь курса,
проводимого партией, - всё это буквально через три-четыре года воплотил
Горбачёв, и перемены стали возможными и законными. Но перемены бывают о двух
концах, и разрешить повсеместную критику не значит исправить. Такую коллизию
социализма классно угадал Г. Данелия в "Афоне". Об этом снимали фильмы
А.Тарковский, Н.Михалков, М.Хуциев, писали Тендряков, Маканин, Вампилов, пел
Высоцкий. За это сажали Буковского, Солженицына, Синявского. Но предупреждение
осталось незамеченным, партия не внимала, и в конце концов в семье родился урод,
урод вырос, и после из него трудно сделать нормального члена семьи. Можно быстро
утратить внутреннюю чистоту, а последствия лечатся в течении десятилетий.
Достаточно вспомнить историю отцов церкви или праведников - сколько необходимо
было времени, чтобы очистить себя от скверны и почувствовать себя достойным Руцы
Божией! А здесь целая страна.
Это сползание от идеалов, забвение их и есть главный враг человеческий. А нынче
и вовсе нет реальной силы, объединяющей разнородное количество учёных,
музыкантов, интеллигенции, рабочих, служащих за отсутствием единой и верной
теории, вскрывающей, почему мы стали такими, какие есть, и что нам позволит
избавиться от худого. Нет силы, нет теории - есть отдельные разрозненные
взгляды, выражаемые Зюгановым, Зиновьевым, Баркашовым, Лимоновым, Прохановым. А
то, что публикуется в газете "Завтра" как в газете духовной оппозиции -
отдельные взгляды, крохи, частицы целостной и единой картины, а это является ещё
одной причиной...
- Врагом?
- Да, без сомнения, это внутренний враг, работающий на врага внешнего, о котором
все говорят - так называемые демократы, акционеры, вкладчики, торговые люди. И
они чётко и целенаправленно, осознанно разрушают экономику и мораль страны. Хотя
тот же самый Гумилёв именно в лице демократов видел новых пассионариев, а в нас
- ретроградов, вынужденных их терпеть. Мы - народ, (этнос), утративший
пассионарность. Фактически с его точки зрения, правы реформаторы, а не мы! Это
очень странная пассионарность созидателей.
- А что есть настоящая созидательная сила, в противовес той, о которой ты сейчас
сказал?
- Единственное, что, позволит нам созидать, создавая надежду внутри - есть
попытка, честно и бескомпромиссно в одиночку разобраться, почему мир таков. И
после искать контакты с такими же людьми и в совместном обсуждении, осознании,
проникновении выковывать теорию, стратегию, взгляд, позволяющий в конкретном
экономическом, социальном и духовном смысле, противостоять возникшему мраку и
победить. И естественно - работать: кто шофёром, кто техником или в коммерческой
фирме, являясь формально врагом (в контексте этого разговора), по существу -
человеком просто потерянным, не имеющим выхода и вынужденным зарабатывать
деньги, ибо есть жёны и дети, которые любят одеваться, которых нужно кормить, за
которых ты несёшь ответственность. Может быть, при каком-то вполне реальном
движении, они были бы готовы уйти в борьбу, но уйти-то некуда! Разве в бедность
и нищету или в состояние мудреца, созерцающего окровавленное колесо эволюции. Но
наблюдателем быть трудно - придётся переступать через огромное количество
внешних дел - от не вбитого гвоздя до косяка в губах детей собственных соседей.
Такая внутренняя кристаллизация пути - единственное, что у нас есть. А мы всё
время ждём от газеты "Завтра" и КПРФ конкретных действий и неожиданных шагов,
отрезвивших нас. Но отрезвить нас может тот, кто по-настоящему опасен для
системы, кому ведом её механизм, кто знает, куда необходимо направить удар,
чтобы остановить его, но не посеять при этом хаос и анархию, они-то впоследствии
обязательно создадут новую, но такую же систему пустоты.
Но сейчас газета "Завтра" и КПРФ не опасны, они легально, лояльно и спокойно
сосуществуют с демократией российской системы, изящно обмениваясь уколами
компроматов и угроз. Вспомним историю с большевиками в начале века - их
представителей в Думе было три-четыре человека, а они были как язва, как штырь,
как заноза на царственном теле. От них норовили избавиться, но их вынуждены были
терпеть и принимать, пока партия была самой запрещённой, а газета "Правда"
ускользала от запретов в новых названиях. Они были опасны, ибо делали дело,
которое могло свернуть имперскую шею капитала. Это была сила, порождающая
надежду...
- В чём, на твой взгляд, задача молодых в это трудное время? Программа-минимум
для двадцатилетних?
- Советовать легко, когда тебе за тридцать - вспомни, каким ты был, вычлени
ошибки, и вот она - формула. Посоветую то же, что и делал сам - сильно
опирайтесь на внутреннюю честность. Для меня это основополагающее начало,
позволяющее узнать справедливость. Это круто - когда человек смеет сказать себе,
что есть в самых сокровенных уголках его души, смеет познать, из чего он
состоит. Это фундамент и начало, а знание и разум придут сами. Честность откроет
тебе то, что необходимо защищать и то, чему необходимо противостоять. И самое
удивительное - чем праведнее ты противостоишь худому, тем чётче тебе открывается
нужное и родное самому себе. И не важно, если кто-то разделит твои взгляды или
придётся с кем-то расстаться. По большому счёту все мы приходим только к двум
составляющим людей - либо Я, либо МЫ. Все ушедшие из молодости либо ломались в
приспособлении, либо уединялись в эгоцентризм, либо в братство равных, а формы
проявления часто меняются и не важны. Я вот одолел этот тоннель - пишу стихи,
пою, думаю, с рельсов не сошёл...
- А вера и общество?
- Вера всегда загадочна. Я покрестился в православии после долгого, весьма
негативного опыта противодействия в снах тьме. Причём спасался я часто крёстным
знамением и молитвой "Отче наш". Меня это поражало - во сне читаю молитву. После
я задумался - смогу ли встать сирым среди малых, забросив свою бойцовскую
крутость. Смог, и не жалею до сих пор. Вера даёт силу, и тогда это был
своего рода договор или благодарность.
С верой любой получает обратную связь, позволяющую сдерживать себя - мы ведь
подвержены заскокам, можем взбеситься, сорваться со всех катушек, но удержаться,
сохранить себя после таких эксцессов и позволяет вера, ибо она есть кодекс любви,
мерило света и тьмы, в их разнообразных проявлениях, борьба, многократно
зафиксированная в книгах святых и прозорливцев, и позволяющая разобраться,
выстоять и сохранить себя от падения. Ты всегда можешь призвать себя к ответу,
почерпнув силу для схватки в самом себе. А можно призвать и другого. К тому же
общеизвестно, что многие идеи, воплощенные в коммунизме, в той или иной степени
являются трансформацией заветов, которые высказал Иисус, и многие первые
большевики были крещёные люди, чего не скажешь о многих их вождях.
Хотелось бы видеть такое же воздействие веры на общество, то есть иметь обратную
связь для него, как вместилище незыблемых ценностей и путеводных нитей, которое
позволит самому обществу через сравнение видеть: туда оно движется, или не туда.
Ведь часто многое худое, совершаемое в государстве является худым и для церкви,
и многое положительное положительно для церкви. Поэтому в церкви и вере я вижу
определённую помощь и надежду, которую должно чувствовать общество, хоть вера
одна из его сторон. Вера есть одна из сил, позволяющая людям противостоять врагу,
о котором мы говорили, так как чётко и ясно объясняет, что является плохим, а
что хорошим. Церковь несёт мир и радость граждан по отношению друг к другу, да и
противостоит церковь разрушению, смерти, вражде, криминалу, деньгам. Красиво
выходит, да?
Но в жизни этот союз не столь равновесен - и мирянам православие часто вроде
красивой ширмы, да и церковь на реальность нашу взирает покойно - и купола
золотятся, и монастыри возводятся супротив прошлого десятикратно. А худое не
убывает. Может, когда-нибудь и сблизятся государство и церковь, а опять помеха -
царя нет, но он отвечает за тело державы перед Богом, не президент же. Да и с
экуменизмом проблема, не просто всё ныне.
- Чем заканчивается Родина?
- Мне кажется, Родина заканчивается, когда прерывается дело, которому ты служишь.
У белогвардейцев Российской Империи её отняли в 17-м году, превращая многих в
эмигрантов, а другие вроде как под деспотом жили при царе и обрели, когда
большевики изменили строй...
Когда-то на концерте я сказал: "Все мы родились в СССР, я надеюсь, в нём мы и
умрём". Мы все родились в СССР, и та страна наша Родина, другой нет. А здесь мы
находимся в состоянии очень странном, словно живём за гранью смерти, представляя
из себя как бы мертвецов с того света, ведь Родины нет. Мы принуждены жить
ценностями, делать работу, общаться с людьми, которых мы не знали и не хотели.
Так называемый демократический строй и образ мышления, капиталистический способ
производства, которым нас пугали, безработица и преступность, инфляция и
коррупция стали реальностью России, и мы утопаем в них. Мы ещё надеемся на
восстановление Союза, на какой-то иной способ отношений между собой, но, если
честно - пока мы эмигранты, мы - люди, вынужденные принять новую Родину.
Как правило, так не бывает: Родину нельзя принять, Родина - это то, что любят,
это не то, с чем мирятся и где вынуждены жить. По большому счёту - это изгнание.
Осталась общая территория, язык и национальность - иллюзия собственного дома. Он
станет мифом буквально в пять-десять последующих лет, когда станет ясно, сможет
народ повернуть снова и сбросить это наваждение гулявости сегодняшнего дня, или
окончательно похоронить своё прошлое и приспособиться к настоящему здесь,
укрепив во лжи поколение, которому в начале перестройки было около десяти, а в
21-м веке стукнет за тридцать. В конце концов и сейчас какие-то повстанцы могут
партизанить, требуя восстановления в границах 85-го года, но сама надежа
прекратится на выборах в 2000-м году. Выиграет представитель демократии,
возвратиться назад будет нельзя и придётся принимать жизнь приживалами, придётся
меняться и менять своё естество, ломать, перелопачивать и попытаться обрести
вторую, внушённую Родину...
Оживил повторно
Сергей Ахметов.
14.01.2000