Дорогами «Родины»

Где-то на исходе лета 2004, когда прекращает зноем дышать степь, группа «Родина» из Тюмени отправилась в славный Актюбинск на очередной фестиваль «Суховей». Шел год Казахстана в России, и было бы правильней не ехать в гости, а принимать гостей, но как бы там ни было большой «рахмат» тамошнему акимату за приглашение. Ведь кроме радости от извлечения звуков наши рокеры смогли поймать кайф от знакомства с дорогами Западной Сибири, Южного Урала, Северного Казахстана, Башкирии, Оренбуржья и… Спешат поделиться с вами!

Семь верст – не крюк!

Если верить картам расстояние между Тюменью и Актюбинском чуть больше тысячи километров. Первое, с чем довелось столкнуться нашим путешественникам -- между двумя крупными областными центрами и, по совместительству, столицами нефтяных провинций нет прямого сообщения. Не забудьте добавить к этому наличие государственных границ со всеми вытекающими последствиями, за что отдельное спасибо нашим «прорабам Перестройки»! Вооружившись курвиметром с компасом, музыканты на время переквалифицировались в географов и разработали транспортную схему движения «туда». О том, как они будут двигаться обратно, решили пока не думать.

Известно, что дороги бывают разные; есть среди них и такие, которые принято называть «железными». Собственно такими они и являются, как в прямом, так и в переносном смысле. Низкий поклон братьям Черепановым и строителям Транссиба за то, что Российские железные дороги по-прежнему связывают воедино пространство нашей Родины. Если в билете указано время прибытия и место назначения вы там окажетесь, возможно, даже вовремя.  Обсуждение вопроса о качестве обслуживания оставим для юмористов.

Скоростная электричка «Тура» домчала нас до ближайшего к нам мегаполиса Екатеринбург всего за пять часов. В поездке мы наслаждались почти авиационными креслами с регулируемыми подголовниками, подставками для ног и откидными столиками. Кое-кто наслаждался необыкновенно чистым воздухом: в поезде запрещено курить на протяжении всего пути следования. Тем приятнее для музыкантов было вывалиться на перрон станции Свердловск и дружно начать вредить своему здоровью.

Огни большого города

Предоставим рассказывать о Екатеринбурге его обитателям. Всякий житель Тюмени хоть раз да побывал в этом городе, а у многих было время и для того, чтобы осмотреть некоторые из его достопримечательностей. Здесь есть чему поудивляться, но настоящий тюменщик всегда помнит, что история его родного города значительно древнее. Чего стоит звание «первого русского города в Сибири»! Это совсем не то что «крупный промышленный центр на Урале»… К тому же, в полной мере наслаждаться осмотром архитектурных излишеств мешают окислы, оксиды и прочие отходы человеческой жизнедеятельности.

Творческие работники народ любопытный и восприимчивый. Время до пересадки на следующий поезд они не стали тратить на разглядывание привокзальной площади, а отправились на прогулку в Сити. Успеть удалось довольно много: осмотреть храм Спаса на крови, построенный на месте дома Ипатьевых, пройтись по бульвару мимо памятника цареубийце Якову Свердлову, побывать в честь Дня кино на Свердловской киностудии, поприветствовать основателей Екатеринбурга Татищева и де Генина, осмотреть Исеть в верхнем течении и понять, почему у нас в ней рыба дохнет. Словом, наше посещение столицы Урала можно назвать весьма познавательным. И вот мы снова в поезде, который мчит нас в Оренбургские степи!

Граница

Еще в поезде у нас возник спор по поводу происхождения названия города Орск. Ничего умнее того, что здешние обитатели отличались завидно громкими голосами, придумать не удалось. Хотя в этих бескрайних степях ори, не ори – никто не услышит… Близостью к границе с Казахстаном объясняется, наверное, и то, что надпись на здании вокзала продублирована латиницей, причем без последней буквы – Ors. Этим же объясняется и обилие таксистов на перроне и привокзальной площади вкрадчиво предлагающих отвести вас до Актюбинска. Просят за это по 400 рубликов с человека: в три раза больше, чем стоит билет на автобус. Пришлось изображать из себя «сибирских валенков» и отнекиваться от назойливых извозчиков, говоря, что мы в жизни ничем кроме общественного транспорта не ездили.

Добравшись на трамвае до автовокзала, незадачливые путешественники совершили путешествие в недалекое прошлое. За два часа до отправления актюбинского автобуса у билетной кассы уже стояла плотная толпа страждущих, причем билеты еще не продавались. На вопрос, когда это произойдет, кассирша ответила: «Когда придет автобус… Если он придет!» Причины такого неверия в светлое будущее стали яснее чуть позже. Пока же приходилось воспитывать в себе смирение и предаваться старинной советской забаве – знакомству с соседями по очереди и выяснением, кто здесь «стояло», а кто нет. Долго ли, коротко, по очереди пробежал слух о пришедшей из Актюбинска маршрутке, и музыканты с гитарами на перевес бросились на ее абордаж.

Операция по захвату пяти мест в «Газели» прошла почти безкровно. Разгоряченные и счастливые пассажиры приближались к государственной границе Российской Федерации на ходу вспоминая не было ли в их жизни чего-нибудь противозаконного. Орский пограничный пункт находится в семи километрах от одноименного города; за километр от него уже начинается забор из колючей проволоки наглядно показывающий где еще наше, а где уже не наше. Процедура прохождения границы весьма утомительна и в среднем занимает от полутора до трех часов. Количество мысленных проклятий, которыми осыпаются головы участников Беловежского соглашения, не поддается даже приблизительному подсчету. Музыкантам польстила осведомленность российских пограничников, которые назвали их «внуками Джимми Хендрикса». Но они напрасно ждали снисхождения --  «родственников» знаменитого гитариста шманали наравне со всеми. Два-три высаживания и усаживания в микроавтобус, нейтральная полоса, казахстанский пограничный пункт, где всех ждала аналогичная процедура. К чести казахских стражей границы, там все происходило побыстрее. Увидев гитары, они поинтересовались, где будет концерт, и даже обещали прийти. Мы пообещали контромарки на самые лучшие места и вскоре въехали на территорию суверенного Казахстана.

Когда-то здесь была дорога

Еще на подъезде к границе один из пассажиров поинтересовался: «Вы в наших краях впервые?» Музыканты согласно закивали головами. «О, вам повезло», -- заулыбался он, -- «у нас здесь такая дорога, какой вы еще никогда не видели!» По наивности я подумал, что нам предстоит пронестись по восьмирядному автобану, но оказывается, наш попутчик имел в виду нечто прямо противоположное. За годы обоюдной независимости этот участок трассы превратился в воспоминание о себе. Кое-где водитель съезжал с остатков асфальта на накатанный рядом с обочиной проселок: двигаться по нему было значительно проще, чем пробираться между ямами. Правда, приходилось закрывать все окна, спасаясь от пыли и изнывать от жары в раскаленной солнцем машине. Говоря образно, у каждого из этих зол были свои неприятные особенности.

Плохая дорога не могла помешать насладиться удивительной панорамой: мы проезжали по самой южной оконечности Уральских гор. Дорога то плавно взбиралась вверх, то описывала пологий пируэт, а то круто неслась вниз. Прекрасные долины и дремучие горы напоминали и Крым, и Среднюю Азию. Внешний вид проносящихся мимо деревушек, построенных еще при колхозном строе, мало чем отличался от таких же поселений на Украине или Кубани, разве что чуть большей ветхостью. Два с половиной  часа тряски на вибростенде, короткий перекур в селе Ленинское, как раз на середине пути и снова в путь. По мере приближения к Актюбинску дорога становилась все лучше, а километров за десять до него превратилась в роскошную магистраль с разделительным бруствером, освещением и другими причиндалами. Цивилизация радостно приняла нас в свое лоно.

Актобе – белый холм

Именно так называется сейчас город, в который мы приехали и именно так переводится его название. Городу больше ста лет, но выглядит он молодо: основная застройка шла в 70-80-е годы. Говорят, что планировали его ленинградцы, и одними из самых престижных по-прежнему считаются дома «ленинградской» серии. Широкие прямые проспекты делают его похожим на новый Тобольск, а плавное изменение рельефа придает удивительное своеобразие. Беглого осмотра нам хватило для того, чтобы узнать – в городе есть все, что нужно для жизни и отдыха: начиная от бассейнов и кончая православными храмами. А у подножья того самого холма, который дал название городу, расположен драматический театр, в котором и посчастливилось, не побоюсь этого слова, группе «Родина» дать свой первый концерт в Казахстане. Творческие восторги придержим для модных музыкальных журналов, а сами вернемся к привычной нам «дорожной» тематике.

Среди новых автомобилей в Актюбинске преобладают немецкие иномарки. Продукцию нашего автопрома, как выясняется невыгодно вывозить из России. Узбекские «Daewoo» после тройного обмена валюты тоже становятся неподъемно дорогими. Ходят слухи о том, что «Opel» планирует начать сборку своих машин в Казастане, и этому можно верить: нерасторопность отечественных производителей давно стала притчей во языцах. Пока конкуренцию выдерживают только «Газели», но на Украине мне уже доводилось видеть, как их, практически повсеместно, замещают фордовские микроавтобусы. Чьей резиной будут со временем укатываться казахские проселки? Тройка-Русь, дай ответа! Не дает ответа…      

Домой?

Концерт завершился, музыканты вовсю предавались безобидным порокам, а мы с моей верной подругой фотографом Натальей Габрусь, движимые чувством профессионального долга уже думали, как выбираться обратно. Варианты предлагались разные, в том числе и автостоп, от которого я вежливо, но решительно отказался. Могу предложить и вам порешать это уравнение. Не забудьте ввести все известные и неизвестные: расстояние от тысячи до полутора тысяч километров в зависимости от маршрута, от трех до пяти пересадок, отсутствие подходящих билетов на поезд или самих поездов. На преодоление маршрута дается всего сутки. Вот такое спортивное ориентирование с бегом по пересеченной местности!

Единственным городом на востоке, в который нам предложили купить билеты еще на автовокзале в Орске, был Магнитогорск. Поднапрягшись, мы  вспомнили из школьного курса географии, что это все-таки поближе к дому и решили брать, что дают. Автобус отходил в семь утра на следующий после концерта день. Многоуважаемые организаторы зарядили нам тачку, согласившуюся ехать по убитой дороге ночью. Впрочем, помня о том, что это был новый «Opel», путешествия можно назвать даже приятным. Расстояние в двести с небольшим км  по ямам и кочкам мы «пролетели» всего за три часа, из-под колес время от времени выпрыгивали испуганные зайцы, а таможня с границей из-за позднего времени суток проверяли нас почти формально. Единственное на что пожаловался наш водитель, и просил, чтобы мы донесли мнение наших сограждан в Казахстане до всенародно избранного Президента, за въезд на территорию России последние три года берется непомерно большой налог – около 50 долларов. Те, кому приходится часто мотаться через границу, покупают транзитную визу на месяц, что при уровне тамошних зарплат весьма накладно. Казахстан пока не делает ответных шагов, взимая с россиян всего около сотни рублей, но очень обижается. Мы посочувствовали и пообещали чем-нибудь помочь.

 

 

Даешь Магнитку!

Короткий сон в хранительнице традиций советского гостиничного хозяйства гостинице «Урал», и вот ранним утром мы на «Газели» отправляемся из Орска в Магнитогорск. Вместе с нами в салоне ехали девушка-студентка и двое работяг с Магнитки. Они нарасказывали нам множество интересного про металлургическое производство, и вполне возможно раньше это было секретными данными. Ну, например: длина забора вокруг Комбината (именно так, как имя собственное называют в Магнитогорске свое главное производство) – 55 километров, а в день он выбрасывает в атмосферу полторы тонны отходов. Говоря это, они не скрывали гордости: у нас все самое большое!

Путь до Магнитогорска (пять часов по умеренного качества живописной дороге) не был утомительным. Из географических наблюдений можно отметить, что он пролегал через участок территории Башкортостана, который, слава Богу, пока не отделился. Сам город расположен в лощине между горами, среди которых своей высотой выделяется знаменитая Магнитка, изрядно раскопанная, но еще не срытая до основания. Красивый пейзаж (не зря неподалеку находится горнолыжный курорт Абзаково) портит висящее над городом желтое марево. «Дышим только тем, что видим», -- хохотнули работяги, а мы, пытаясь поддержать их смех, сразу закашлялись.

Со времени моего последнего посещения Магнитогорска в конце 90-х город изменился в лучшую сторону: похорошел, подремонтировался, обзавелся новыми строениями социально-культурного профиля. По-прежнему удивляет обилие готических форм в архитектуре уральского города, если, конечно, не вспомнить, что многие из домов после войны строили пленные немцы. Ширине (но не качеству) магнитогорских проспектов тюменцы могут только позавидовать. Словом, цивильный город, который понравился нам еще и потому, что из него вполне спокойно, с интервалом в два часа, на уже полюбившихся нам маршрутках можно было добраться до Е-бурга. А оттуда, как известно, до дома рукой подать!

Последний рывок

Выехав из Магнитогорска в 16-00, уже в полночь мы были в Екатеринбурге. Дорога запомнилась теплым солнышком, красотой заповедных лесов Южного Урала, встретившимся нам по дороге нахальным лисенком, сидящим на обочине и разглядывавшем автомобили. Стоит упомянуть о ремонтирующемся десятикилометровом участке трассы в районе села Степное, и поразившем нас своим качеством 30-километровом автобане между городами Пласт и Южноуральск. Челябинск мы обходили по пологой окружной дороге, а 202 километра от него до бывшего Свердловска практически не заметили: вся трасса как минимум четырехполосная, с разделительным бордюром, полосой безопасности, ночным освещением и т.д. «Вот бы и до Тюмени такую», -- думали мы сквозь сон.

В Екатеринбурге нам оставалось только доехать за сто рублей с Северного автовокзала до вокзала железнодорожного, чтобы купить билет на поезд Нижний Новгород – Нижневартовск отходящий через пятнадцать минут. Крепкий сон на верхней полке плацкарта и мы проснулись уже в Тюмени. Путешествие названное нами «Прощание с молодостью» завершилось!

P.S. Музыканты «Родины», оставшиеся отдыхать в Актюбинске, получили свою порцию приключений. Сначала они выбирались до Орска в автобусе на каждое из мест которого было продано по два билета. Лидеру группы Олегу «Манагеру» Судакову даже пришлось посадить себе на колени пожилую женщину. Говорят, что иногда продают и по три билета, именно поэтому на приграничных автовокзалах предпочитают не делать этого заранее. Дальнейший путь лежал через Курган, до которого рокеры добирались по железке, а оттуда автобусом до наших краев. Говорят, что обратная дорога кажется короче, не знаю, так ли это, но главное, что все вернулись туда, откуда выезжали. И могут посоветовать вам: «Не бойтесь перемещаться и разрабатывайте собственные маршруты покорения сопредельных пространств!» 

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Фото Натальи Габрусь