http://elker.narod.ru/

РОДИНА: "ТОТ СВЕТ".

Манагер (Олег Судаков) - одна из ярчайших, замечательнейших и интереснейших фигур сибирского андеграунда и отечественного рока в целом - является, наверное, наименее объяснимым, наименее доступным для понимания (имеется в виду именно Манагер выраженный в творчестве, а не собственно человек). И новый его альбом вряд ли стал неким дополнением к портрету автора. Сам факт его выхода несколько ошарашивает - "Родина" редко даёт концерты, а альбомов у нее - вместе с "Тем светом" - всего два. И оба по большому счету уму непостижимы. Отрезанный от большинства слушателей и почитателей рок-музыки специфическим вокалом, необузданным темпераментом, плохо объясняемыми текстами, Манагер, несмотря на свою непопулярность и малоизвестность, "убивает" своими творениями очень многие альбомы, ставшие широко известными и популярными, не уступает и порой оставляет далеко позади "общепризнанного" Егора Летова - это мнение субъективное, но, будучи задавлен альбомом "Быть живым" так, как не был задавлен ничем и никогда, я от него не откажусь. Для Судакова характерна нереальная, нечеловеческая самоотдача, с которой и делались всегда его альбомы, начиная с 80-х годов. Безусловно, альбомом "Быть живым" он выдал свои 100% - и в смысле исполнения, и в смысле сочинительства. Как известно, 120% у человека не бывает, поэтому новый альбом превзойти предыдущий просто не мог. Достиг ли альбомом "Тот свет" Манагер этих 100%, или же не достиг, пусть слушатель решит сам. Я возьмусь лишь за попытку описания, потому как анализ, объяснение, вынесение оценок здесь вряд ли уместны - Манагер вообще за пределами этого всего, и новый альбом не стал исключением.

Коллектив музыкантов тот же, что и много лет назад - Андрюшкин, Кузнецов, Кокорин. И вновь этот коллектив себя показал - исполнено мощно, затейливо и вместе с тем очень сильно в техническом смысле. В основном материал, как оно и свойственно Манагеру, несущийся и порывистый. Две песни, написанные Андрюшкиным - "Песня гостя" и "Опалённые солнцем" - заметно выделяются из общей звуковой и ритмической картины, но впечатления не портят - Андрюшкин словно бы специально писал их для альбома группы "Родина", прочувствовав, как они должны звучать, выглядеть. Правда, именно из-за них сей альбом проигрывает предыдущему в агрессивности, в непрерывности и шквальности, но кто знает - быть может, того и хотел автор, быть может, так и нужно. Вообще если сравнивать эти два альбома, второй определенно вышел более музыкальным (насколько вообще может быть музыкальным Манагер и то, что он делает). Невольно вкрадываются мысли о том, что следующий альбом - если он когда-нибудь появится, имея в виду расстояние между этими двумя - уже не имеет права, не может, не должен быть сделан в таком же духе. Если говорить о звучании, об исполнении, Манагер вычерпал этот водоём уже, наверное, полностью - дальше либо что-то иное, либо прыжок выше головы. Жизнь покажет.

О текстах говорить тяжело, почти невозможно. Тексты Манагера выплескиваются, льются через край, не удерживаются в рамках самих себя. Если "Быть живым" уходит корнями в 80-е и так или иначе отражает жизнь того Манагера, то "Тот свет" - это 90-е. Неизменным остаётся по-прежнему образ смерти, осмысление смерти, а также осмысление места человека, его возможности, роли, пути. Впрочем, это настолько обще, все эти слова - слова такие можно сказать про многих, а таких, как Манагер, нету.

Если говорить о 90-х годах, они явственно всплывают, например, в "Существовании" - в эту композицию словно бы вписан вообще весь "Русский прорыв" как некая идея, "Русский прорыв" на метафизическом уровне - от Сотворения Мира до дней сегодняшних. И Манагеру такие задачи под силу - вписать это всё в тридцать с небольшим строк. 90-ми пропитана и "Хотящим христианства" - автор всё понял и изобразил верно, не поскользнувшись на близоруком осуждении, как это часто случается в наши дни. Тема Христа, веры проходит через многие песни альбома - и при всём размахе, свойственном Манагеру, он не промахивается. При всем ощущении полета, при всей запредельности стихов, Манагер не позволяет себе ни богоборчества, ни грязи. Писать так - это удел немногих. В этом смысле Манагер как автор столь же огромен, сколь недооценен современниками.

Один из постоянных, навязчивых образов - война. Война вообще преследует практически всех сибирских рокеров (таковы, например, Летов, Черный Лукич, Неумоев), сам подход к описанию образа войны, отношение к ней выкидывает из ряда вон несибирского Ержанова и его "Адаптацию" и ставит в этот ряд несибирского же Селиванова и "Красные звезды". Речь даже не о войне как о конфликте, противоборстве людей, а о войне добрых и злых сил, войне на ином уровне бытия, которая не заканчивается и закончится разве что в момент Страшного Суда. Война у Манагера выражена ярко и нарочито, даже в оформлении буклетов к альбомам (альбом "Быть живым" - коллажи на военную тематику, альбом "Тот свет" - плакаты времен первой мировой войны). Как предыдущий, так и новый альбомы войной просто пронизаны. Даже когда речь в песне идёт о вполне бытовых, мирных деталях или о, казалось бы, напрочь невоенных категориях, зловещий оскал войны выползает наружу:

Поманили в невозможную даль
На тропу рассвета павшие бойцы
Раздвигая клинками даль
Стучат в сердца павшие бойцы
("Так тому и быть")

***

Успевая в героя от духа переродиться
Отца, и брата, и сына преображая штыком
Сотворяя мифы промышленной десницей
Оглашая по свету пролетарский зов
В окружении испуганных врагов
До скончания века
("До скончания века")

***

Почувствуй свой долг - поймешь на что ты годен
Забудь свою самость - вдохнёшь родины мощь
Восстание поможет стать своим народом
Победа откроет как зрит Господь
Дух всколыхнётся переменой строя
("Преодоление")

Безусловной удачей, победой стала песня "Возвращение". Победа здесь не только в меткой, убийственно точной характеристике нашего времени. Это такой смертоносный выстрел в сторону обнаглевшей мрази, стремящейся присвоить, захватить подвиг, который совершили совсем иные люди. Один из излюбленных ответов на претензии - прикрытие подвигом поколения, выигравшего войну в 40-е. И вот, уже очередная Катя Лель поет о том, что "на границе тучи ходят хмуро", и каждый урод заявляет, что "это мы", что "не забудем", что "помним", что "ценим". Восставший из могилы дед - это не персонаж их романа, это живой, безнадежно живой боец, передающий знамя здоровой части населения уже на том, незримом, надсловесном уровне. "Мы застолбили свою смерть 45-ым - вас переехал 91-ый год" - эта параллель уже сама по себе чрезвычайно важна и актуальна. Мастерски сделанная песня - что еще к ней добавить? "Какие, внучек, могут быть вопросы - ответы характерней дня"…

Вот так. От Адама и Евы, от Сотворения Мира, через Христа и Иуду, через войны и революции, через рождение, жизнь и смерть, через вчера, сегодня и завтра - и дальше куда-то, вовне, наружу. То, о чем долго и пространно говорил Летов, самому Летову удавалось не всегда - быть может, никогда и не удавалось в той мере, в какой оно получилось у Олега "Манагера" Судакова. И при всём при этом Манагер ещё и удивительно беззлобен и не зачернен, хотя агрессивен и порой смертелен до убийственности. Вот такая характеристика. Больше рассказать об альбоме не получится - его надо слушать. А там - либо альбом пройдёт мимо ввиду тяжести восприятия, либо слушатель в него нырнет и неизвестно куда вообще выплывет, в какие свои уголки. Одно можно сказать точно: это Манагер в его лучших проявлениях. Встречайте!

Степан БАСМАНОВ