РОК-СКОРОГОВОРЩИК   ЗЕМЛИ   СИБИРСКОЙ

 

Кто же знал, что не бывает  земляничных полян навсегда?

Там теперь гуляет молодая золотая орда.

Там теперь супермаркеты, в продаже всё для игры.

Мамы-полуфабрикаты, дети-гамбургеры.

Михаил Борзыкин

 

Люди, ставящие принципы превыше личного счастья, отказываются быть счастливыми, кроме как на условиях, которые они заранее поставили себе для счастья. Если же оно внезапно овладевает ими - теряются: несчастные оттого, что их лишили их несчастья.

Альбер Камю

 

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.

Э.М. Ремарк

 

            Новый альбом Манагера со сказочным названием «Колесница Звёзд» был вручен мне на простенькой кассете с кучей оговорок и строжайшим наказом – никому ни-ни… И, о горе! Непостижимо случайным образом оказывается затёртой кассета, включенная для повторного прослушивания (с первого раза мне редко удавалось понять смысл всех переплетённых фраз). Вместо сложных философских пируэтов вдруг запел Шао – «Косяки вы, мои косяки…» Да уж, действительно, косяки… Кто-то во время прослушивания на CD новых песен «Тёплой Трассы» ткнул на кнопку записи. Может быть, Шао и ткнул, подумалось мне, тот как раз в ту пору гостил у нас и вполне мог это сделать в виду кратковременной неадекватности восприятия окружающей действительности… Впрочем, вскоре диск «Родины» вышел официально, с не менее головокружительным оформлением новосибирского художника, нашего приятеля Вовки, pardon, Владимира Мазуренко. Таким образом, «Колесница Звёзд» была торжественно подарена самим Автором, а косяки остались в прошлом…

Не перестаёт удивлять сибирский рок-скороговорщик. Загрохотали барабаны и ставший родным и близким голос начал бешено стучать по клавишам мозгового компьютера -  

Где находится счастье

Никто не знает или впал в забвенье

Кто им владеет, не укажет источник

Иные ёжатся в вожделении…

Сразу же был утерян смысл последующих фраз, а пред глазами всплыл из далёкого детства пьяненький сантехник дядя Федя с татуировкой на руке – «нет в жизни счастья». Повзрослев, я понял, что счастье всё-таки есть, только вспыхивает оно не так часто, но всегда озаряя радостью и покоем, вновь погасает, давая понять, что ничто в этой жизни не длится долго. Но уж так хочется найти этот чудесный источник счастья, припасть к нему и не отходить от него никогда. Чего желать тогда ещё?

            А вот и ещё – идеальный град. Вторая песня аукнулась недостижимостью построения города мечты, того самого источника счастья, где «каждый чувствует себя свободным, не понимая оглушающий душу страх». Мечты большевиков, на энтузиазме одолевших разруху, рассыпались в прах под ухмылками обывателей. И что ещё делать человеку, возжелавшему «навсегда очистить землю от скверны», как не поджечь базарные телеги, как символ омещанившегося мирка, в который превратили его новый мир, за который проливали кровь и умирали с верой в светлое будущее -

Лишив сограждан нелепого жилья

Толкая скитаться за незнакомой свободой

Да против воли погружаться в классовый крах…

 

            Музыка «Родины» давно уже перешагнула за грань привычного сибирского панк-рока, найдя собственные удачные ходы на фоне казалось бы простеньких мелодий. Песню за песней обыгрывают музыканты сложные поэтические образы, да так, что никак не мешает это их восприятию, но наоборот становятся отчётливее слова в виртуозном исполнении аранжировок. Ещё раз снимаю шляпу перед музыкантами «Родины». Честь и слава вам, придавшим достойную форму не менее концептуальному содержанию! Так, познавая белый свет, шаг за шагом и год за годом поражая незаметным героизмом обыкновенных людей, «задорно глянув в обратимость ошибок, сверяя искренность свинцовым зрачком» возопишь –           

Горька ноша коллективной неволи

Вот красные придут спросить ответа

За содеянное своему народу впрок…

Ох, было-было… Были красные, были белые… И война была братоубийственная, кровопролитная… Как не хочется повторения войны, но чудовищны преступления кремлёвской власти перед народом и выбирать приходится каждому между народом и властью – либо они нас, либо мы их… Всё дозволено…

Мы исторгли из ума Закон свыше

Вручая избранным право на власть

Не разобравшись в объёмах свободы

Толкая сослепу страну в разнос

Что ж, если обрекают народ на вымирание, а страну на гибель, какие могут быть сомнения -

Всё дозволено…

Но и не забыть «потом поспешно всем святым божиться - перемены, мол, в последний раз».

А где-то там неизвестный солдатик

Без шансов примет неравный бой…

Так что дождётесь, иуды, когда Родина призовёт вас к ответу!

 

            И, прямиком в противоречие душевных порывов – незатейливо и весело дудочками «из пепла охладевший звезды раздувая ослепительно горячий шар» – не убий! Одна из заповедей Божиих, попираемая во веки веков разного рода мироправителями. Вот абсурд земного жития – тебя убивают, а ты не смей…

            Песня «Гражданская война» посвящается Олегу «Бэбу» Лищенко. Пауза. Прервёмся на какое-то время. Почтим память безвременно ушедшего друга, поэта и музыканта. Трагическая судьба двух талантливых братьев Лищенко. В конце рок-эпохи 80-х умер старший брат – Эжен, Женька, создатель омской группы «Пик Клаксон». Из-за жуткой трагедии, жестокого убийства боевой подруги Наташки Сивковой, не выдерживает сердце у Бэба. Православные, помолитесь об упокоении душ усопших - Олега и убиенной Натальи, остальные почтите память молчанием незаметных героев, когда-то живших среди нас…

 

Выстужает тела гражданская война… Вот она, шагает по улицам городов российских, война кровавая. Своим же народом расплачиваются власть имущие за своё бездарное правление. А твердолобый обыватель упрямо застит глаза на реальность зомбирующим светом голубого экрана. Переживает за утопших таиландцев…

Кому-то суждено на всех роптать

Кому-то биться под бичом междометий…

 

            Проскакал «промелькнувший гость». Как музыка, так и слова – скачущие, хлёсткие, бьющие наотмашь -

Промелькнув на шестернях земной судьбы

Как пришли, так и уйдём названным гостем

Против воли, исчезая багажом вовне…

Но «выбор усилит нашу роль»! Что сами мы сделаем из себя, того и достойны. Или спиваться потихоньку на ненавистных работах, получая жалкое на «дотянуть до следующей получки», или же, «веру прицепив за шанс», выйдем на перекрёсток жизни, да и ухватим судьбу за яйца?!

 

            Следующая песня-сказка, подарившая название альбому – «Колесница звёзд», опять застучала барабанами в двери сердца, обожгла душу кипятком слов -

Всякий хаживал корсаром в море

Парил Ариэлем в небесах страниц

Чтил принцессу серенадой шпаги

Теряясь в простор неведомой земли…

Можно цитировать и дальше, как воздушные юношеские мечты растворяются в заземлённых буднях взрослой жизни. Но как прожить, не теряя той наивной целеустремлённости, не разбив её о скалы циничного скепсиса?

В пиар столицы шок народного гнева

Публичный суд диктату меньшинства

Смахнув власть белого передела

Махнём с разлёта в колесницу звёзд…

Что же отделяет нас от того, чтобы поверить в возможность обратимости процесса взросления? Возможно ли заматеревшему афоризмами быта перестать гонять скуку парусами экрана и внушать грыжу крыльям детских лиц, дабы не раствориться в пыли всё той же колесницы? Да, - говорит нам «Родина».

            «Безразличный итог». Витькина песня. Ну, держись, Витька! Будет и тебе песок и порох! Опускаясь за пределом, сочти окончательный итог. Тут тебе и война, и мир. Тебя, солдат, давно поджидаем… Погляди, какой в Книге Судеб тебе приготовили урок…

Такое ощущение, что к концу альбома либо перестаёшь воспринимать что-либо вообще, кроме настойчиво жужжащей музыки, либо ассоциативный ряд картин, проносящихся перед глазами, настолько захватывает, что уже неважно, что там поёт автор, да и не поёт уже, стонет, выдыхает последние слова, будто чувствуя – не услышат, не поймут -

Протыкая опустошённость

На память в звёздах оставляя след

Под взглядами посторонних…

Но тема всё та же сквозит через весь альбом – избавить сердце от рутины, не стать пылью колесницы звёзд, не много надо на последний рывок… И красота влюблённой пары, и смерть за их спиной, и расступившаяся вечность перед ними, и кавалькада мёртвых от начала времён, и хоровод сердец, разбитых молотом безвременья - всё это кружится в каком-то безудержном танце на грани отчаяния и боли. Под взглядами посторонних…

            Заканчивается альбом ещё более ноющими в душе вопросами – ради чего живём, куда мы идём, кто мы есть? В плавании кораблём Земли по течению… Вопросы заданы, но кто даст ответ невесёлому путнику, вместившему в себя вселенскую скорбь? Так и бредёт этот путник, спотыкаясь о камни веры, в поисках лучшей доли для своего вымирающего народа. Кто он, сказочник ли, былинник ли? Найдёт ли он ослепляющую Правду или же так и будет скитаться по лабиринтам сомнений? Ответов на эти вопросы он не знает и сам. Найдётся ли тот, кто подставит плечо, разделит с ним его поприще, построит с ним Идеальный Град? Все ждут чего-то, кого-то, но кто готов сам, отринув беспечность шагнуть за горизонт? Войти в вечность?

 

Александр Редут