Денис Ступников, Москва
14 декабря 2004 г.

 

СУРОВЫЕ АНГЕЛЫ И КРОТКИЕ СВЯТЫЕ (Родина «Тот Свет»)

«Родину» Манагер понимает в обобщённо-мистическом смысле. Это не только сильная Империя в границах СССР (которую Судаков тоже, безусловно, воспевает), но и Родина-Смерть Романа Неумоева – то место в Небесной иерархии, которое займут после смерти избранные праведники и непримиримые воины с пустотой и обыденностью...

Олег «Манагер» Судаков своей неканонической фамилией обязан Егору Летову. В смутные перестроечные годы, Судаков, спасая друга от гнева некоего космомольского вожака, представился менеджером Летова. На рубеже 80-х и 90-х их сотрудничество было довольно плотным. В рамках концептуалистского проекта «Коммунизм» Манагер исполнил запредельную «Песню Гвоздя» (коей и поныне не сыскать аналогов во всей мировой музыке) и цинично-тендряковскую «На блаженном острове коммунизма». В начале 90-х новая группа Манагера «Родина» принимает участие в движении «Русский Прорыв» вместе с «Гражданской Обороной», «Чёрным Лукичём», «Инструкцией по Выживанию», «Бандой Четырёх» и многими другими.

В 1995 году выходит первый альбом «Родины» «Быть Живым». Песням из этой пластинки свойственна бесстыжая распухшая мамлеевщина и изящное оперирование терминами аналитической психологии Карла-Густава Юнга («Скрытая самость»). На втором альбоме «Родины» «Тот Свет», записанном в 2002-м, а изданном только в 2004 году, все песни выдержаны в русле православной метафизики. Отныне Манагер отказывается от западнических практик духовного совершенствования a-la Юнг во имя патриотических ценностей:

Забудь свою самость – вдохнёшь родины мощь.

(«Преодоление»)

Новый диск «Родины» учит смирению. Самыми негативными понятиями в них оказываются те, что с приставкой «само-»:

А без хозяина никак – самодовольствием только и дохнем

(«Превыше всего»)

«Родину» Манагер понимает в обобщённо-мистическом смысле. Это не только сильная Империя в границах СССР (которую Судаков тоже, безусловно, воспевает), но и Родина Смерть Романа Неумоева – то место в Небесной иерархии, которое займут после смерти избранные праведники и непримиримые воины с пустотой и обыденностью. Странствия по иным мирам Манагер отображает детально, затаив дыхание, с обильным использованием церковнославянских словоформ. Яркий пример – заглавная песня альбома: душа новопреставленного растерянно парит над гробом, суровые ангелы зачитывают реестр грехов в тон погребальным плачам, а лучезарные святые кротко (один только этот эпитет выдаёт в Судакове человека, очень глубоко постигшего основы православной этики) наблюдают за происходящим.

В принципиально иные тона окрашен памфлет «Хотящим христианства» – гневная отповедь всем нашим современникам, воспринимающим Православие как моду, и церковным иерархам, забывшем о Чуде во имя сует административной рутины:

Удалая российская новь

Обольщает на прелести церковь

Распиная боголовский канон

На срамных витражах реклам

Пережидая приход Христа

Гоняет жителей молиться на деньги

Закодировав вирус греха

Среди лояльных до власти людей

Диск «Тот Свет» категорически противопоказано воспринимать как фон для повседневных дел и слушать его, например, в метро или за компьютером в офисе. Лучше всего, отрешившись от мирской суеты, постигать эти песни в наушниках, при этом синхронно читая тексты песен в буклете. Только так за хмурой аскезой гитарных аранжировок и суховатым вокалом Манагера приоткроются отблески Иных Откровений