ЕВРАЗИЙСКИЙ  ОМУТ БОЛЬШЕВИЗМА

 

Национальный ракурс большевизма

Идеология Национал-Большевизма (НБ) зародилась в 20-ых гг. ХХ века среди левых патриотов  Германии и в среде русской эмиграции и отразила попытку осмыслить марксизм на национальной основе. Поражение в I Мировой  войне породило в Германии ненависть к мировосприятию англо-франков, а победа большевиков в России – интерес к социально-экономическим теориям. Национал-большевики отвергали либерализм и демократию, а спасение от социально-духовной деградации видели в укреплении народных традиций, единении слоёв общества и главенстве интересов нации.

Суть нб-идеи – революционное переустройство общества на основе синтеза социалистической и национальной идей. Пролетариат должен победить буржуазию, учредить систему Советов и  установить «диктатуру труда» – социализм. Власть находится у лучших представителей рабочих и военных, а обществом управляют вождь и партийная элита. Залог стабильности виделся в разумной автаркии – обособленном развитии от Запада,  а гарантия суверенитета – в народной армии. Во внешней политике – противостояние странам Антанты, сближение с СССР и создание «германо-славянского блока от Владивостока до Флессингена», как писал Э. Никиш.

Успехи советской индустрии укрепили уверенность в преимуществе плановой экономики. Э. Юнгер в «Тотальной мобилизации» писал, что советские пятилетки «впервые показали миру возможность объединить все усилия великой державы, направив их в единое русло». В  основных нб-работах – «Труженик» Э. Юнгера и «Третья имперская фигура» Э. Никиша вместо фигур  прошлого – «вечного римлянина и жида», выводится новая фигура рабочего-труженика.

В русской эмиграции профессор Н. Устрялов основательно изложил идейные основы национал-большевизма. Активно развивали НБ-идею «сменвеховцы» и «евразийцы», а в  СССР – И. Лежнев и В. Тан-Богораз. Курс СССР – сохранение империи, русское мессианство справедливости, учреждение народного государства,  преодоление национализма в Грузии и Украине, независимость от Запада –  заставил пересмотреть  отношение к большевикам и признать правомерность перемен в России.

«Сменвеховцев» и «евразийцев» сближали с национал-большевиками Германии характерные взгляды – антибуржуазность, антидемократизм, национализм, идеократия и иерархизм, а газеты «Евразия» и «Ди Тат» – тесно сотрудничали. Взгляды эмиграции и германских революционеров по основным пунктам полностью совпадали, что позволяет говорить о единой идеологии национал-большевизма за пределами СССР.

 

Метафизический подлог очевидности

Возрождению идеологии сопутствует адаптация к современности – анализ неудач в прошлом и востребованность в настоящем. А. Дугин давно освещает нб-тему в России. На примере его варианта НБ-идеи – Метафизика национал-большевизма (1994) – наглядна попытка исказить смысл идеологии, встроив её в евразийскую концепцию. В Метафизике выделены семь нб-свойств, ниже первый  абзац анализа каждого свойства – евразийский взгляд, далее – его критика.

1. В русском контексте национал-большевиками называли «коммунистов, которые ориентировались на сохранение Государства, и продолжали геополитическую линию исторической миссии великороссов». Среди «белых» –  это Устрялов, сменовеховцы, левые евразийцы, среди «красных» – Ленин, Сталин, Радек, Лежнев. НБ – подход к национализму слева, а к большевизму справа

Тенденциозный подход. Устрялова и Радека уничтожил Сталин, Лежнёв отрёкся от НБ в 30-ых, а Ленин в 1923 защищал грузинских националистов и предлагал распустить СССР. Именно отрицание «великоросскости» легло в основу формирования советской нации. Коммунисты временно сплотили «семью братских народов», а общее мировоззрение, хоть и восходило к русскому взгляду, но в наднациональной оболочке. Традиция великороссов ослабла,  «русские» растворились в «советских», а другие народы добавили к своей этнике советскую часть. В 1991 интернациональный колосс рухнул: этносы обрели государственность, а русские очнулись чужими в федеративной стране.

Советские большевики стали заложниками интернационализма: «новое сознание» народов слабее этнической психологии, а слияние наций происходит при долгом соседстве – спустя 7-8 поколений. Идея пролетарского равенства требовала порвать «оковы буржуазного национализма», опора титульной нации рухнула, и империя распалась на 15 государств. Из 8 советских лидеров разве что двое были великороссами «по крови». Тот же процесс наблюдаем в РФ: народы  быстро обособляются и 20-30 лет такого «сожития» приведут державу к новому распаду.

2. Для понимания сути НБ  Дугин апеллирует к  работе К. Поппера «Открытое общество и его враги». «Открытое общество» характеризует центральность индивида – рациональность подхода, дискретность отношений,  отсутствие глобальной теологии и отрицание Абсолюта. «Не-открытое общество» определяет  стремление к Абсолюту, не центральность индивида – примат общего над частным, утверждение общей этики, метафизики, социологии и экономики; тотальность единого начала  и противостояние открытому обществу. НБ ориентирован на  «не-открытое» общество...

Открытый тип – иное  название капитализма. Свободный рынок превращает народ в потребителя, прививает гибкие моральные принципы, духовность девальвирует, общество разобщается, а высокая преступность – его постоянный спутник. В этом смысле вся история человечества, кроме последних 200 лет – «не-открытое общество». Поппер оправдывает буржуазный вариант гегемонии меньшинства и западную систему ценностей.

«Открытое общество» лишь внешне противостоит «не-открытому обществу», а внутренне – его извращённый вариант. Капитализм – очередная ступень Цивилизации, он наследовал прежний мир, изменив привычный образ Абсолюта. Смысл олицетворяют деньги и товар, иерархию отражает госаппарат, религию – демократия, а священный трепет – законопослушность. «Открытое общество» – это «не-открытое общество», лишенное мистической связи с надчеловеческим универсумом. Такова плата за развитие и свободу. Для НБ тип «не-открытого общества» необходим, но не достаточен.

3. «НБ – сверхидеология, общая для врагов открытого общества…мировоззрение, которое строится на полном и радикальном отрицании индивида и его центральности». «НБ – стоит за любую версию Абсолютного, за любую мотивацию  отрицания «открытого общества», он стремится  к «объективному» и выступает против «субъективного» и индивидуального. Противники открытого общества враждовали, не признавая родства с подобными идеологиями,  но национал-большевики попытались сблизить их, увидев общую ось для противников общества индивидуализма…

НБ – не сверхидеология: сближение с противниками открытого общества ограничено рамками тактического союза. Ипостаси социализма и капитализма, атеизма  и теократии  антагонистичны, а характер государств, построенных на них, кардинально отличался. У НБ своя версия Абсолюта – народовластие, а отрицание открытого общества обусловлено  преодолением его порочности.

НБ не отвергает «индивидуальное», но ищет форму слияния его с «общим». Государство состоит из социальных групп – классов, часто их интересы не совпадают, однако есть общий базис в мировоззрении классов, иначе государство дестабилизируется. В открытом обществе «объективное» относительно: верить можно в любые идеи, а жить надо в единой экономике. Недовольство этой дуальностью толкает индивидуумов к действию, так возникает политическая или криминальная борьба. Капитализм «производит» враждующие классы, поэтому первое условие единства нации – отмена частной собственности. Второе условие – народовластие, период «притирания интересов» в социуме, когда народ  осознает  единое начало – Абсолют. 

4. Для НБ характерны революционность, антилиберализм и радикализм. Октябрь – русская версия социализма, а большевизм – синоним «большинства», «всенародности», «национальности». НБ вмещает как левые черты – прогресс, гуманизм, рациональность, так и правые – иррациональность, мифология, тоталитарность, антигуманизм. От социалистов-утопистов НБ черпает эсхатологический мотив веры в «золотой век» – победа над злом, материализмом и эгоизмом. Другой источник – диалектика Гегеля. Маркс развил идею трансформации Абсолюта: от «пещерного коммунизма» (тезис) через предельное отчуждение в Капитале (антитезис) до мирового коммунизма (синтез). Последняя Революция (Конец Света) и пришествие царства Правды (Эра Святого Духа, Третьего Рима) – эсхатологический синтез причины мира и самого мира…

Для НБ смысл Революции заключён в восстановлении  справедливости – учреждении устройства, позволяющего всем слоям общества добровольно направить усилия на укрепление государства и народного единства. Принцип «Государство – это мы» становится основой мышления граждан.   Термин «революция» понимается в прямом значении – «re-volution», обратное движение, возврат к истоку народного единства на новом идейном уровне. Диалектика Гегеля фиксирует наличие зла в мире, выводя его причину в надчеловеческую плоскость, где люди – поле эволюции Абсолюта. Такой подход демонизирует Историю и нивелирует место Человека. «Отчуждение Абсолюта» началось с появлением первых государств, а причина его – жажда власти и денег правящей элиты.

Правый оттенок для НБ не играет существенной роли. Большевизм стал вершиной рационального подхода к эволюции Цивилизации, избавив разум от «священного трепета» перед Божьим промыслом – Абсолютом. Небеса не разверзлись в 1914, в 1939 или в 2003 гг., хоть дьявольские мотивы были очевидны. Дело не в эсхатологии, а в освобождении от диктата меньшинства, толкнувшего большинство скитаться  меж ложью,  отчаянием, ненавистью, развратом и прочим злом. Коммунисты не одолели зло: партэлита противопоставила народ государству, упор на экономику подмял духовность, а Идея превратилась в абстрактную схему. Реформы 90-ых не принесли перемен: русских вновь принесли в жертву иноземному божку, поэтому НБ возродился в России.

5. НБ-круги понимали нацию в имперском смысле, а национализм – «явление сверхэтническое, связанное с геополитическим мессианством, с месторазвитием, с культурой, с континентальным масштабом государства», свободное от намеков на  расизм, этническую чистоту или шовинизм. Народы Востока сплотились вокруг России, составив остов «континентального государства, объединенного выбором идеократии и отвержением плутократии, ориентацией на социализм и революцию против капитализма и прогресса». Другая сторона нации – это народ, «целостное существо, принципиально не поддающееся анатомическому дроблению, обладающее собственной специфической судьбой и уникальной конституцией». Точка касания сторон нации – историческая миссия России, решающая дуализм Востока и Запада:  «идеократическая» Россия (славянский мир плюс другие евразийские этносы) против островного «плутократического» англосаксонского Запада. Ангельское полчище Евразии против атлантических воинств капитализма»…

Всё мимо. Россия не стала имперским сверхэтносом для народов Востока. Существо русского народа активно дробится на полигоне специфической сырьевой судьбы, под беспечный перекрой его эклектичной конституции. Миссия РФ открылась в плутовском администрировании Востока от лица Запада, щеголяя в трехцветном фраке капитализма и отсвечивая на всю Евразию нефтяной проплешиной.  Схватка с атлантическим воинством свелась к зазыванию заморских инвесторов и выпрашиванию членства в ВТО. Геополитический антагонизм «землепашцев и мореходов» померк под кавказско-азиатским давлением, а противостояние с линии Восток-Запад осело на ось Север-Юг. История на корню опровергла евразийский тезис.

Пока капитализм подгонял «национальную идеократию» под либеральный стандарт, советские большевики кроили русский этнос под интернационализм. При глобализации правители РФ уподобили национализм уголовному преступлению, продолжив топить народ во вненациональном либерализме. Сейчас «русские» почти не этнос – некое большинство населения субъектов Федерации. Народ забыл о своей миссии, не осознаёт право на какую-то роль, а социализм связывает с застоем, дефицитом и контролем. Нация мутирует под буржуазной пятой, а политики лукавят, скрывая за национальными проектами «атлантическое начало». Русские тогда станут мессианским народом и возглавят движение против капитализма, когда осознают социализм своим спасением. Увы, до этого далеко, ещё надо пробудить русских от российского наркоза.

6. «Традиция основана на сверхрассудочном знании, на инициатических ритуалах, провоцирующих разрыв сознания, и доктринах, выраженных в символах. Дискурсивный разум носит лишь вспомогательный характер… и не имеет решающего значения». Предмет Традиции в сфере Нечеловеческого – «речь не об интуитивных догадках, предчувствиях и предположениях, но о достоверности опыта особого инициатического типа», это «область реальности, неподдающаяся исследованию чисто аналитическими, рассудочными методами». Враги открытого общества исповедуют иррационализм. Иррациональное для НБ – «активное разрушение рационального, борьба с «обыденным сознанием», погружение в стихию «новой жизни», магического существования «дифференцированного человека», отбросившего все внешние запреты и нормы». Традиционализм для НБ – «левый эзотеризм», ибо гуманизм и рационализм поразил организации, носящие даже номинально сакральный характер, а традиционные институты (монархия, церковь, социальная и кастовая системы) потеряли жизненную силу, поэтому «метафизическая реализация требует особых неортодоксальных путей… и рискованных инициатических практик»…

Вот и повеяло средневековьем. Усыпи разум, окунись в мистерию духов, и вожди истолкуют волю Абсолюта. Глупо спасаться от ностальгии по «священному трепету» в символике оккультизма, не то инициация подсознания заведет в такие иррациональные дали, что только междометия останутся. Сакральное не вернешь «опытом оттуда», лишь осознание своей Истории рождает «святое» в душе.  

Российская государственность выросла на захвате славян варягами, из деления нации на элиту и прочее большинство. Славянская традиция – антипод Княжеской Руси. Славяне решали вопросы сообща, князья-конунги мечом насаждали иерархию; славяне исповедывали равенство, при Рюриковичах бояре нависли над смердом; славяне совместно владели добром, а господа отобрали землю  и принудили платить налог. Варяжско-славянский антагонизм наметил русский дуализм.

Дугин «попутал» европеизм и русскость: монархия, церковь, масонские ложи и теософские ордена пришли с Запада и расцвели среди аристократии. В 1917-ом народ восстал, вооружившись другой теорией, и если уверовал в социализм, то не через инициацию под вождём, а осознав свою правду. Гитлер поиграл в оккультизм, «отбросивший запреты и нормы», так русский солдат брезгливо попрал магию новой жизни. Евразийство подгоняет русское сознание под европейский менталитет,  подменяя нечеловеческим туманом язычества здравую ясность.

7. Либерализм победили две идеологии – советская и нацистская, а НБ находился между ними. У нацистов «возобладала провальная баварско-католическая линия Гитлера, а Советы упрямо отказывались, открыто провозгласить мистическую  подоплеку своей идеологии, обескровив духовно и оскопив интеллектуально большевизм». НБ – последний бастион врагов открытого общества. «По ту сторону «правых» и «левых»... Революция, в диалектической триаде Третий Рим – Третий Рейх – Третий Интернационал… Царствие национал-большевизма, их Империя Конца – это совершенная реализация величайшей Революции истории,  континентальной и универсальной. Эта Последняя Революция – дело ацефала, безголового носителя креста, серпа и молота, коронованного вечной свастикой солнца». Так должна завершится эпоха открытых либеральных обществ…

Это провокация или слепота? Нацизм проиграл, уверовав в Третий Рейх, учредив диктат фюрера и мистицизм мировоззрения, а христианство Гитлер ненавидел. Советы совсем не имели мистической подоплёки, а пока лелеяли вождизм Генсекретаря и делились на кланы, утратили контроль над страной и отвратили народ от идейности. Очнувшись в Беловежской пуще – ринулись в Федерацию, выдирая друг у друга куски собственности и власть.

Завоевать пол-Евразии, кровь осенить Троицей, создать всемирный союз пролетариев и очистить Землю от открытых обществ?! Если христианство – сосуд правды, придётся отменять мировые религии и избавлять заблудших от ложных богов. Война против всех  или на III Интернационале жрецы Абсолюта провозгласят другую религию? Христианство толкует такое единение Царством Антихриста – Империей Конца. Поход в Нечеловеческие сферы заведёт в мракобесие, его сменит ренессанс гуманизма, и вновь  наступит либерализм, а Последняя Революция обернётся провалом.

 

Евразийство «съёжило» Национал-Большевизм под свою идеологию, исказив смысл НБ-идеи. Последним доводом об идейной манипуляции служит доклад Дугина в Правительстве Москвы (2005). Вот несколько цитат: «…национал-большевиками будут те, кто, критикуя многие стороны правления Владимира Путина, его политику, его западничество и его либерализм, все же будут его поддерживать, потому что он – это все-таки Россия, он – Президент той страны, которая для всех национал-большевиков есть высшая ценность…Если говорить о последовательном и логичном национал-большевизме сегодня, то это была бы разновидность пропрезидентской, пропутинской силы…с особой политической платформой – национальной и левой, антилиберальной…Если бы сегодня первые национал-большевики были живы, они бы поддерживали существующую российскую власть. Хотя и с множественными оговорками. Т.е. вели бы себя так, как ведут евразийцы, т.е. мы…Национал-большевизм можно рассматривать как левую версию евразийства».

Курс современной РФ буквально олицетворяет то, против чего боролись национал-большевики –  буржуазную демократию, отрицающую единую идеократию и иерахизм, приравнявшую национализм к уголовному преступлению и внедряющую прозападное мировоззрение. Этого достаточно, чтобы считать Евразийство вариантом буржуазной идеологии, замешанной на эзотерической метафизике и идейно противостоящей национал-большевизму.

 

Третья сила России

Слабое место большевизма – партийный диктат и культ вождя, а остальной негатив – террор и преследования – следствие монополии на власть. Силовое решение социальных вопросов ведёт к временному результату, а настоящий прорыв даёт добровольное согласие. Рабовладение, феодализм, капитализм и прежний социализм учреждались через Революцию и окунали социум в тот же негатив, сохраняя деление народа на элиту и большинство. Национал-большевики подошли к выходу из тупика, но и нацисты Германии, и коммунисты СССР репрессировали их. Этот исторический опыт указал на ошибку нб-идеологии – вред вождизма. Однопартийность и гонения за инакомыслие – это «недоверие народу». Совершить Революцию – полдела, лишь одобрение потомков фиксирует победу Правды. Первый шаг к этому – признание реформ большинством населения. Большевики в 1918-ом разогнали Учредительное Собрание, а демократы в 1993-ем расстреляли Белый Дом. Путь согласия был отвергнут, а страна скатилась к тоталитаризму.

 В истории России нет примеров одобрения народом курса власти, а правители всегда стремились к тотальному контролю. Повернуть общество к единству и осознанию необходимости перемен позволяет многопартийность. Конституция РФ вроде декларирует её, но правители создали буфер – ЕР, контролируют думские партии, а принятые ими законы о партиях, терроризме, экстремизме и квотах в Думу исключают оппозиционную борьбу. Мотив элиты – деньги, поэтому лишь упразднение частной собственности вернёт свободу волеизъявления и избавит народ от участи «политического стада». Многопартийность и отказ от вождизма – недостающая часть НБ-идеи. Эта обратная связь с народом позволит спасти идеологию от формализации и омертвения.

Другая черта идеологии – национализм или народная традиция, возведенная в государственный принцип. По переписи 2002 г. около 80 % граждан добровольно признали себя русскими. Русский народ характеризует триединство – праведность, общинность и одухотворенность. Это триединство обеспечило все достижения России и факт её существования. Из него вырастают патриотизм, братство, общительность, терпение, трудолюбие, щедрость, ценность семьи, природы, красоты и  верности, отличие «своих» от «чужих», неприятие лжи и предательства. До отмены крепостного права в 1861-ом, «русские» были подобны «славянам»: обособленная крестьянская жизнь сохранила древний уклад. За последующие полтора века доля славянской крови снизилась, перемены мало отразились на русском характере, но  последние десятилетия изменили положение.

Буржуазная революция 1988-1993 гг. привела к распаду СССР и сформировала сословие  крупных собственников. Олигархи захватили власть и начали тотальное реформирование государства. Перемены носили прозападно-антинародный характер, вызвали  антагонизм народа и власти и способствовали развитию национализма в стране. Можно говорить об объективности этого процесса. Буржуазный пресс надломил «русскость»: нас приучают не создавать, а торговать; уважение заменило уголовное право, а братство – партнерские отношения; в чести подкуп, обман и цинизм; духовность давят зрелища, а здравомыслие – медиа-манипуляции;  насилие определяет правду, мораль приравнена  к хитрости, совесть – к дурости, дети – что обуза, а идеал жизни – статус хозяина. Население вымирает, а народ превращается в коалицию русскоязычных потребителей. Не за горами распад страны и превращение русских в этнический реликт.

Последний аргумент в пользу актуальности НБ-идеологии – кризис оппозиционного движения. В России не возникло стройного учения, охватившего не только социальный механизм в исторической протяженности, но и явившего понятную систему ценностей и образ будущего страны. Программы оппозиционных партий – варианты решения локальных проблем в рамках существующей системы, при этом люди понимают, что их цель – не улучшение жизни, а места в Думе, лояльность кремлю и  госфинансирование.  Бредовая  реальность тоталитаризма.

Если принять партии власти и подконтрольную оппозицию за две политических силы, то очевидна необходимость третьей силы – партий новой формации, для  которых справедливое устройство жизни народа будет единственной целью, невзирая на грядущие трудности. Национал-большевизм может стать идейной основой третьей силы, но её появление зависит от принципиальности граждан. Случится это или нет, но все явственнее признаки надвигающегося краха, когда центростремительная сила глобализации разорвёт страну, а возникший евразийский омут поглотит её, оставив лишь  память о русской цивилизации, когда-то существовавшей на бескрайних просторах материка.

 

12 января  2007 года