ТОРЖЕСТВО ОСКВЕРНИТЕЛЕЙ МОГИЛ

 

Оценивать американские фильмы одно удовольствие – действо так провоцирует, что сожмешь зубы и перекусишь с хрустом. Отношение к Голливуду смахивает на симпатию к «бывшей» при общих детях: глаза бы не глядели, да вежлив при встрече. На близость не тянет, но и злобой не отдаёт. С «американо» немало общего – соизмеримо развивались страны, но стоит их камере «выстрелить» в нашу жизнь, ощеришься как бойцовый кот, мелькнет в глубине – вот уроды, и враз прозреешь на кадрах. И Балканы вспомнишь, и Вьетнам: для хищника все земляне – чужие.

 «Война Чарли Уилсона» априори пахла скандалом, и прокатчик Universal Pictures объявил – картина не выйдет в РФ, прибыль не окупит рекламу, экшена мало, зритель молод, а политику смотрят неохотно. Тупому ясно – отговорка. В титрах – Т.Хэнкс и Д.Робертс, залы под завязку, афиши стоят копейки, и вдруг – запрет. Да мало ли лент дали минимум от проката? Редкий случай: «Война» уже окупилась и приносит прибыль, а номинация на Оскар всегда добавляет зелени сверху. Пара упущенных миллионов никого не опечалит, не в кассе «собака зарыта» – явный политнаезд, впереди выборы президента и лишний шум ни к чему.

Фабула – советско-афганская война на реальных фактах из бестселлера Д.Крайла. Техасский конгрессмен-еврей – это подчеркнуто – пробил поставку оружия моджахедам, поднял бюджет помощи с 5 млн. до 1 млрд. $, экономика СССР треснула, и Союз запросил мира. Герой-дипломат в одиночку одолел врага, изменил эволюцию, и… Россия увидела свет. По гроб жизни обязаны парню из Америки, всем бы на премьере бухнуться оземь, ну какой тут прокат?

Уилсон заявляет: «Я люблю Господа и Деву Марию», хотя черт уже поработал крепко – много пьет, кокаином не брезгует, девочками балуется и штат офиса из красоток, скандалы регулярны, но увертлив – кому кредит, а кого из тюрьмы выдернет. Пятый срок сеет разумное, доброе, вечное – тот еще прохиндей. Работает по Афгану не один – помогает «фемина» (Д.Робертс) и агент ЦРУ (Ф.Хофман). Дамочка Джоан – тертая штучка: с головой дружит, а не хватает доводов – работает телом. Пробивает путь, не расстраиваясь о Божьих заповедях – довольно и слогана на баксах. Роль проходная и сыграла средне, любая актриса вывела бы не хуже. Цереушник Гаст – обрюзгший мрачный тип, но задачи разведки исполняет четко. Эту «тень дипломатии» и номинировали на награду, хотя Хэнкс выглядит убедительнее. Весьма показательно.

Схема «помощи» отлажена – Чарли склоняет конгресс, Джоан стыкует с Востоком, а Гаст – шурует стволы и ракеты к духам. Арабы – люди страстные: этому девицу, тому взятку. Заминка с деньгами – тянут нужного конгрессмена в лагерь беженцев и «оторванные руки афганских детей» удваивают сумму. Мусульманин и иудей давно не ладят, но ненависть к русским застит Бога и легко сошлись в кулуарах: от Израиля – танки, от Египта – сапёры. Дело превыше всего. Почти банальность – грязные будни политики, да и история архивная, отчего же подняли сейчас?

Подошли с размахом: оплатили звезд – уже не пропустишь, на Оскар двинули – весь мир присмотрится. Договорились или почуяли соцзаказ кино-мэтры, не важно – в большой игре случай не верховодит. Были и более достойные полит-фильмы, например, «Львы для ягнят». Острая лента и тема – Афганистан-2007, но режиссер ставит крест на политике США, а на носу выборы, того и гляди – убегать из Азии придется. Слишком постыдно, а пафос «Войны» кстати. Борьба с коммунизмом – империей зла и безверия, как флаг. Проблема давно избита и совесть у магнатов по копчик иссохла, но было в ленте нечто, что стоит пригвоздить к памяти.

 

Оболгали продюсеры историю, точнее – подогнали, вычленив нужное. Правду войны принять нелегко, а им и не надо: цифры примут на веру, но дай верный ракурс, выхвати яркий план – зритель твой. Классическая манипуляция. У войны не женское лицо и кошмар повседневен, но если речь о массовом убийстве, здесь выродки и негодяи. Такими представили наших солдат. Вертолетчики, расстреливая кишлак, болтают о любовнице, а женщины и старики – в клочья. Русские подкидывают детям гранаты в виде игрушек или заставляет их стрелять в родителей – нелюди. Как же доброй Америке усидеть в сторонке? Полная дичь, в реальности было иначе.

Мы пришли помогать: лидер левых Тарки двадцать раз просил ввести войска, а Политбюро отклоняло его просьбы. Амин совершил переворот, казнив Тарки, погибло около 50 тыс. людей, 40 тыс. духов воевало в 12 провинциях, созерцать такое мог лишь циник. Скрепя сердце, мы приняли одну из сторон в гражданской войне, и кровавого Амина сменил умеренный Кармаль. В итоге ущерб перевесил политические выгоды, но мы хотя бы попробовали примирить соседский народ.

Порой под колесами колонн гибли афганцы, тогда – мешок муки или бочка солярки, иначе назавтра мирно не пройти. Таковы законы гор, но когда обвинение на заказ, не до правды. Это моджахеды зверствовали над нашими пленными, и в ответ закипала ненависть, а в картине ее «перенесли» на мирное население – те еще изверги. В 83-ем силы сравнялись – по 100 тысяч с каждой стороны, но в 212 лагерях Ирана и Пакистана готовили по 75 тыс. бойцов в год на деньги США. В кино об этом ни звука – лишь на ракеты. Для Штатов «помощь» – синоним «выгоды», и именно они раскручивали молох войны, а Союз его тормозил. Кто сочтет эти нюансы?

США узаконили свое вмешательство, пролоббировав ООН на резолюцию о выводе войск в январе 80-го, а в апреле толкнули 15 млн. $ к мятежникам. Спустя четверть века американцы сделали еще гаже – использовав ООН, двинули войска в Ирак, породив гражданскую войну на 130 тысяч жертв и спровоцировав взлет исламского терроризма. А в 80-ых они помогали Бен Ладену, зная о его жажде «нового исламского миропорядка». Ни кадра. Знали да не понимали: Уилсон заметил – арабы повернуты на религии, для него вера – идеология с восточным колоритом. Это не ошибка, а психология – лавируй, разыгрывай «карту бога», но успевай «нагреть руки», а дли видимости – защищай национальные интересы.

Ключевой ход «Войны» – рост бюджета и «Стингеры»: из 10 выстрелов 7 попадают в цель. Обалденная рентабельность: за 70 тыс. $ гибнет вертолет в 20 млн. $. Тонкая ложь: в 86-ом было 847 запусков ПЗРК и сбито 26 самолетов и вертолетов. На 32 выстрела 1 попадание – точность завышена в 22 раза. Втрое завышено число уничтоженных советских боевых авиаединиц. Например, по фильму за весну 87-го сбито 34 вертолета и 21 самолет, на деле – 14 и 5 единиц. Чарли лукаво умолчал о потерях оружия: лишь в 88-ом мы захватили 1000 зенитных установок, 30 тыс. реактивных снарядов и 700 минометов.

Деньги улетали «на ветер», но наши солдаты гибли, а Союз увязал, но мы не проиграли войну, тем более – по экономике. В 86-ом 40-ая армия достигла пика в 109 тыс. бойцов, ей противостояли 150 тыс. духов, и били их мы умело – потери 1/15, но война была странная. Войска ДРА формально занимали отбитые уезды, позже теряли, а мы отвоевывали вновь. Выход из тупика – ввести еще 100 тысяч, закрыть границу и получить мировую изоляцию, либо уйти, оставив страну на растерзание духов. Перестройка ускорила выбор. К 2006-му США довели число солдат до 150 тысяч, Ирак почти пустыня, партизан вчетверо меньше, им не помогает сверхдержава, но и Штаты не закрепились. Ситуации схожи, так почему Голливуд надрывается в клевете?

 

Фильм – деталь американской стратегии на Востоке, культурное прикрытие ухода и вариант промывки мозгов. Легенда такая – Совдеп вероломно воевал, США помогали мусульманам, злоба на русских породила экстремизм талибов, террор хлынул на Запад, но это следствие коммунизма. В подкладке сюжета – мотив присутствия в Афгане и Ираке, чтобы исправить свои прошлые ошибки, ведь после нашего ухода Конгресс не дал денег даже на школы. В титрах фраза Чарли: «Мы облажались в конце игры». Мол, США допустили просчет, и безграмотные афганцы впали во зло, подчинившись талибам. Ныне замесить свободу на крови не вышло, и пентагон «с больной головы» перекладывает свою вину 80-ых на Союз, пытаясь вернуть к себе симпатию.

Как подумаешь, что примут этот псевдо-документ за чистую монету, оторопь берет. Придавая достоверность сюжету, киноголос программирует разум и порочит наше прошлое. Натуральная диверсия и возбуждение розни. «Войну» надо не с проката снимать, а официальных извинений требовать. Под занавес показан обычай разведки после удачной операции – первый тост пить за врага и на фоне вывода войск цереушник произнес: «За вас, ублюдки!». Вот тогда ёкнуло – не тот случай отмолчаться, если торжествуют, оскверняя могилы наших солдат.

И кто – агрессор? Захват Ирака – образцовый провал стратегии по всем пунктам – от оружия массового поражения до непонимания обычаев и традиций народа. Рассуждать об оси зла и добре, сея смерть и насилие; заикаться о безбожности коммунизма и стравливать шиитов и суннитов, вызывая презрение к христианству; вручать высшую награду таким, как Чарли и радоваться убийству русских? Пахнет не лицемерием, а клиникой.

Впрочем, что им Господь? Ранее в «Коде да Винчи» Хэнкс сыграл профессора, доказавшего такую малость – приземленность Христа. Не было Бога, был яркий Учитель, и ничего – Том сладко спит, вкусно пьет. Роль Уилсона – alter ego заокеанского политика со всеми наворотами махрового материализма. Духом чёрен, но смазлив. На его фоне коммунист – пример достоинства. Подобные благодетели от политики, не изменяют – уделывают в срам историю. Еще недавно их руки расписывали чистые листы российских реалий, а сегодня вколачивают ракеты в Польшу, цепляют радар на Чехию и соблазняют Украину под НАТО. А братья-славяне, отпрянув от восточной родни, ищут покоя на груди западного монстра. Воистину, помутнел человече за революцию глобализма, попутав цвета, понятия и смысл…

 

16 марта 2008