Ж/Д: замри, терпи, воскресни

 

Осенью довелось часто колесить по железной дороге, и с каждым поездом понимал – на ж/д тотальный застой. Если об уровне жизни можно судить по тому, как встречают и провожают человека – роддом и кладбище, то ценность гражданина четко отражает плацкарта. Купейный класс вагона лишь подчёркивает навязанную отсталость.

Что большинству мешает в дороге? Опоздание да шумные соседи, детали не важны – терпят, жуют и ждут прибытия пусть поездка как заключение. Почему годами миримся? Ответ известен – специфика народа и монополия на перевозки. Влиять на ржд не умеем, терпение граждан тянет на покорность, а плацкартные вагоны – как программа неизбежных неудобств.

 

Длина полок. Акселерация «вытянула» людей за полвека на 12-15 см, человек стал выше, а полки прежние. Торчат ноги в проход и двигаешься по нему как слаломист – знай уворачивайся от чистых и немытых лыток. Сядешь ночью, идешь как по мертвецкой, столь плотно натыкан пассажир. В фирменных вагонах верхние полки повесили на цепи, и стало ещё неудобней. Ножки можно подогнуть, как-то скрючиться, а багажная полка? Висит над головой как дамоклов меч: неловко привстань или почитай полусидя – так и бьёшься макушкой. Можно пристроиться, а выбор давит – шагай вниз, либо спи. В нефирменных поездах из окошка сквозит, и действуй на выбор – завесь одеялом или заткни щель целлофаном. В общем, помоги себе сам.

Впечатляет дверь к туалету: как ни закрывай, а грохочет. Помни, человек – ты ниже сортом, ведь в купе дверь бесшумно «ходит» в обе стороны. А места «35» и «36»? На них лишь собака, растянувшись, уместится, а человек – поджавшись в комок. Вертикальная стенка перед туалетом не даёт. Каково на боковых местах «37» и «38» у туалета? Сидят-ёжатся люди, а деваться некуда, терпи да пиво глыкай с досады. Давно пора эти места убрать, а дверь перенести на их место, тогда и ноги вытянешь, и боковым пассажирам полегче. Что вы, на два места меньше – такой расход, пусть маются людишки, чай не баре, в другой раз заранее побеспокоятся.

Боковые места – вообще нонсенс: и тесно, а если снизу бабуля или сыч какой разложатся, то валяйся на верхней полке как пришпиленный. А будет весёлая компания в полукупе напротив, вовсе деваться некуда, только плеер и спасает. С «боковух» обзор в три полукупе, чьи-то ноги в полуметре и ацкий храп. Убрать бы эти полки. Как же, пусть антисанитария, духота и народ как в банке – денег бы больше собрать, а желаешь удобства – на самолёт. Вот курительный тамбур: вентиляции нет, нигде не отапливается, пусть мороз и простуда, а «хоца цигарку» – в холодную или жаркую душегубку.

Вентиляция – особая тема: её либо нет, либо неудобна. Струя дует прямо на верхние полки и на утро бывают сопли или кашель. Не научились за 100 лет потоки воздуха распределять: сначала в одеяло кутайся, потом потей-почёсывайся или затыкай раструб. Не шучу, проводницы так советуют делать, а проводницы – особая каста. Если повезет, то приличная тетя, нет – лахудра нерадивая: ни чистоты, ни света и всё на самотёк. Сумей донести до неё свою просьбу, чтобы не взбрыкнула, особенно в пассажирских поездах. В поезде «373» Баку-Тюмень прошу увеличить яркость света, чтобы почитать, так проводница добрых пять минут пытала – насколько ярче, какая книга, интересно ли, долго будешь читать? После увеличила ватт на 10-ть и гордо ожидала похвалы с хлебом-солью.

 

Самый «злой» пассажир по Западносибирской ж/д – вахтовик и дембель. Пьянство, дебош и свинство. Недавно в Новосибирске сел на поезд «9» Иркутск-Москва, с милицией сел – шли утешать солдатиков, а если из Москвы попал в «44-ый» на Хабаровск, то шанс оказаться с взводом новобранцев – 50/50. Минобороны на 3 млрд. $ оружия продаёт, а спецвагоны для бойцов не делают. Можно душ, видео и мини-спортзал устроить. Чего воинам по четверо суток делать, если сопровождающие офицеры пивом утешаются? С вахтовиками сложнее: на «68-ом» из Абакана подсели в Барабинске двое и до Тюмени гуляли: на вахте сухой закон, а дома – жёны, лишь в вагоне и пить. А если с вахты 7-8 персон ночью вошли, да по всему вагону места, то часа через два слягут. Бывает хуже – на «36-ой» в Агрызе сели строители, и весь день накачивались водкой, а один просто сдурел – бегал по вагону, голосил и в злобе матерился. В Свердловске сняли его, но он враз прикинулся «невменяемым». Чего полсуток ждали? Они обещали начпоезда тишину соблюдать. Бред: столько в пути, а верят как дети.

Алкоголь везде – на тележках пиво, в ресторане и на перроне – водка. Как же работает закон о трезвости в общественных местах? Да, никак – пей и не ори сильно, пьяным пустят и довезут. В принципе, большинство спокойно едет, но иных товарищей надо стерпеть. Почему продукты в две цены, это «путевой грабёж-налог»? В купе мест на треть меньше, значит и наценка не более 40% (как в советское время) – отчего они втрое дороже? Это же сверхприбыль, но антимонопольный комитет молчит. При этом пассажиров стало меньше, но руководство дороги сокращает количество вагонов настолько, что билеты нужно за 3-4 суток покупать, иначе не уехать. Как-то отбывали из Москвы – нет плацкарты, что за дичь? Футбольный матч Россия-Германия собрал фанатов с регионов, и они разобрали билеты подчистую. Почему не добавить вагоны? Так надо бригаду проводников про запас иметь – это же накладно и головняк один.

Есть три типа поездов – фирменные, скорые и пассажирские, кому быть первым, а кому третьим сортом? Разница – в качестве белья, свежести вагона и дорожке посредине. Это что – ноу-хау в сервисе? Дурят нашего брата, обновляя парк за наш счет: новые вагоны в фирменные поезда, старые – на скорые, а средняя скорость как в прошлом веке – 60 км/час. Почему не убыстрить, ведь вагоны на 140 км/час рассчитаны? Масса стоянок по полчаса – как в Барабинске, ведь электровоз быстрее не сменить, а пассажирские поезда ещё хуже – по 40 минут стоят. Таких стоянок за двое суток пути плюс сброс скорости в городах на лишне четыре часа набегает. Нет Железного Феликса в министерстве, и крадут наше время путейцы.

 По южному пути – за Саратовом или в Нечерноземье – путь не электрифицирован, в Ульяновске вокзал уж рассыпается, но не падает же. Не может быть «классности» в поездах, как рыбы второй свежести, везде должно быть едино. Кстати о рыбе и товаре: ходят по вагонам цыгане и тётки – шали, часы, игрушки, футболки, книги, бальзамы. В Петропавловске – коньяк, в Котельниково или Барабинске – рыба. Её концентратом польют и она такая копчёная, только печень повизгивает. Где сертификация? Травись, дорогой товарищ. Много ли биотуалетов? Нет, это предмет роскоши, вот и гадим на рельсы, страна большая, развеется.

Цены вообще хитрые – на Запад один тариф, на Восток – другой; купе от Новосибирска до Москвы и обратно на «фирменном» – как средняя зарплата, самолёт дешевле, а цены растут. Перегон Москва- Питер: если ехать в выходные и заранее не купил плацкарту, то – в сидячий или купейный. Двадцать поездов, главная магистраль страны, программный анализ, а вагоны не добавляют – давай, раскошеливайся, пассажир.

Музыка. Гоняют одну программу по всем поездам и песни – «Руки вверх» и «Ласкового мая» словно оскомина, а в новых вагонах убрали регуляторы громкости – только у проводника. Если я не хочу слушать, а другой хочет? Наушники должны быть или мелодии в инструментальных версиях. Нет, давись любовным шлягером. Вагоны поставляет Тверской завод, как взяли модель 60-ых годов, так и штампуют. На «Невском экспрессе» большинство пассажиров погибло от сдавливания между креслами. Всё по ГОСТУ было, а нагрузки при такой аварии были втрое выше нормы и крепления слабые. Что-то изменилось? Те же поезда и сейчас летают.

 

Из вагона видишь наши беды как на ладони – везде мусор, надписи разные и всё сиротливо. Выезжая из Нижнего – развалившаяся конструкция завода, на перроне Балаково – пеший виадук с провалом, перила вырваны, и лестница наверх истлела. Пассажиры такое уже не замечают, чаще в карты режутся. Порой о России жалуются, кремль не ругают, но местные власти костерят, на батьку Лукашенко кивают, и на экономический прорыв Китая вздыхают. У нас всё не как у людей (из Европы или Азии), но себя не виним. Мы ведь ничего не можем, они нам мешают. «Они» – это реальные хозяева жизни.

Кто-то возразит – ага, открыл Америку, всегда так живём; век на щавеле, скисли душами, опрыщавели. Значит, поделом нас пользуют как расходный материал, бороться-то разучились. «Они» подкинут подачку – электронное табло или банкомат – мы и рады. Давно власть чиновных в кошки-мышки с народом играет, а чтобы вернее – кризисом прикроется или еще какой ересью.

Если разобраться, терпение – добровольная слепота на позор. Года три назад Грозный хотели снести, а ныне встали мечети, дома и фонтаны. Кавказ на полной дотации, но местные не желают свой край поднимать – в Москву, Саратов или Екатеринбург за деньгой едут. В Новосибирске пятый год мост через Обь «возводят», и средства выделяли, а город задыхается в пробках. В этот год мэр пожал плечами – бюджет пуст, новую станцию метро не поднять, всё на мост. А это полрешения: надо пару сквозных магистралей через город проложить, чтобы потоки авто рассеять. Пока о деньгах плачем, в Прикаспии ваххабиты федеральную помощь для школ и больниц на тротил «потратят». Какая ж/д-модернизация – не отвалились бы колеса, вот и спешим к поездам, повторяя вечную приговорку – замри, терпи, воскресни…

 

28 декабря 2009